Ромик и Тэгмина Саркисян – владельцы пекарни в Безрукавке. Этим бизнесом они занялись 14 лет назад, узнав, что продаётся старая совхозная пекарня. Она ещё работала, но буквально дышала на ладан.
Налаживать дело стали с помощью прежних работников. В то время очень помогла Людмила Гусева, которая трудилась здесь давно и знала все тонкости пекарского мастерства. Что и как нужно делать – разложила по полочкам. Затем предприниматели набрали свой штат сотрудников из жителей Безрукавки, тем самым обеспечив их рабочими местами. Шести-семи человек вполне достаточно, чтобы выполнять существующий объем заказов.
– В те времена мы были молодые, казалось, что все будет легко: вот возьмем и завоюем рынок. А оказалось, что все не так просто, – отмечает Тэгмина.
Когда взяли пекарню, здесь много что пришлось докупать и восстанавливать. Имелся тестомес, который постоянно ломался. Починили, но доверия он все равно не внушал. Решили приобрести еще один, чтобы производство не останавливалось. На новое оборудование денег не было, брали еще советского производства и с помощью местных умельцев переделывали под свои потребности.
Затем купили хлеборезку и упаковочную машину, потому что многие покупатели предпочитают нарезанный хлеб.
Вначале делали только хлеб и пару видов булочек. Сейчас ассортимент насчитывает около 50 наименований: хлеб нескольких видов, батоны, булочки, пицца, пироги и многое другое. Продукция вкусная, изготовленная со строжайшим соблюдением технологий. Такой бы побольше на прилавках магазинов!
Но с реализацией все сложно. В городе рынок захватили крупные торговые сети, а на их прилавки малому бизнесу пробиться крайне трудно. Поэтому предприниматели поставляют свою продукцию в сельские магазины Рубцовского района и некоторых других, расположенных поблизости. А это транспортные расходы.
– Логистика, отопление и электроэнергия – самые затратные статьи, – говорит Ромик. – На них приходится около 70 процентов расходов и только 30 процентов на ингредиенты. Если бы все зависело только от цены на муку, то хлеб стоил бы 15 рублей, а не 25.
Но и для сельских магазинов безрукавские предприниматели – не единственные поставщики. В каждый привозят свой хлеб еще трое-четверо. И надо постараться, чтобы выбрали именно твой.
– Мы привлекаем невысокой ценой, отличным качеством и большим ассортиментом, – поясняет Тэгмина. – Свежую продукцию развозим в магазины каждый день. А еще с нами работают школы.
Репутация производителя в сельской местности играет большую роль. Если в городе можно «раствориться» в расчете на то, что будет новый покупатель, то в деревне клиент один и тот же и брать он будет тот товар, который ему больше нравится. Жесткая конкуренция заставляет производителей думать о качестве.
Сельский бизнес ой как отличается от городского. По словам Тэгмины, рабочий день для них не заканчивается никогда. Им могут позвонить даже ночью, если во время смены что-то пошло не так. А в случае необходимости Ромик и Тэгмина становятся водителями, пекарями, упаковщиками. Главное, чтобы процесс не прерывался.
Труд в пекарне легким не назовешь. Весь день на ногах возле печей хоть зимой, хоть летом. В зависимости от заказов работа организована в одну или две смены. Трудятся в основном люди предпенсионного и пенсионного возраста, молодежь идти не хочет. И это большая проблема, когда нет преемственности. Вообще ситуация парадоксальная: в селе есть работа, а работников нет. И это не только пекарни касается, а вообще любой отрасли.
Данное обстоятельство очень мешает развитию. Хорошо бы расширить производство, но нет возможности взять больше заказов: имеющимися силами не справиться.
Несмотря на все трудности, предприниматели не собираются сворачивать или переориентировать бизнес. Более того, оказывают посильную помощь продукцией или деньгами при проведении праздников, а также бюджетным организациям.
– Все нормально, держимся. Даст бог здоровья – будем работать! – оптимистично заявляет Ромик. – Я не знаю, что будет лет через пять. Но мы не можем позволить себе работать плохо.
Людмила МАКОВЕЦКАЯ. Фото автора