Учитель – слово-то какое! Мягкое, душевное и… всеобъемлющее. Нам кажется, что учитель знает все. А как хорошо мы знаем своего учителя? В преддверии важного календарного праздника мы пообщались с учителем истории и обществознания МБОУ «Веселоярская СОШ» Т.Н. ГРУДИЙ.

– Татьяна Николаевна, у нас к Вам много вопросов: по каким критериям Вы выбирали профессию? В каком году стали преподавать? Почему выбрали гуманитарные науки?
– Я окончила в 1991 году Горно-Алтайский педагогический институт и пришла в Веселоярскую школу. В 1995 году уволилась. Вернулась в школу в 2003 году и с тех пор здесь. Педагогический стаж составляет 21 год.
Вернулась, можно сказать, потому что душа просила. Мама моя всю жизнь посвятила школе, отработав 38 лет. К тому же, в мои школьные годы была у нас учитель истории – Светлана Николаевна Горда. В нее и ее предмет полшколы были влюблены точно. Наверное, она повлияла на мой выбор. Я легко понимала предмет, хотела все знать…
– Получается, у вас было два жизненных ориентира: мама и любимая учительница?
– Да.
– Что именно привлекает Вас в истории и обществознании?
– То, что они не статичны. История – движущаяся наука, она всегда меняется. Учитель истории всегда на пике времени. Мне интересно соединять исторические процессы, оставшиеся далеко в прошлом и ситуацию сегодня. В любых событиях, происходящих в определенном отрезке времени, есть свои корни, и я эти корни всегда стараюсь найти.
– Можете сравнить, насколько восприимчивы Вы как учитель и дети как ученики к науке «история», скажем, 10 лет назад и сейчас? Это стало сложнее делать?
– Да. Современные дети погружены в гаджеты. Сейчас много источников, откуда можно почерпнуть информацию, не читая книгу. Прежде чем идти на урок, я смотрю, где информацию, которою нужно донести до моих учеников, они могут посмотреть сами, что они могут узнать и как понять это. Мне приходится опережать события, учить, что к некоторым сведениям надо относиться критически, думать, воспринимать ли так, как это преподносят. Так что, с одной стороны, работать стало сложнее, с другой стороны, интереснее. Появилось много наглядных средств, например, анимированные карты, которые делают процесс познания более увлекательным.

– Что Вы стараетесь донести до ребят, чтобы они сохраняли разумность среди обилия информационных соблазнов?
– Я учу их не верить всему, потому что то, что вы видите или слышите, не всегда является верным показателем того, что происходит на самом деле. А еще я учу детей не циклиться на ошибках, учу их анализировать, чтобы не совершать впредь, не пасовать перед трудностями, а также тому, что жизнь – она разная, не всегда будет хорошо, прекрасно и лучезарно. Учу, что в их самостоятельной жизни им придется сталкиваться с чем-то сложным, иногда с бедой, и это надо уметь преодолевать, оставаясь при этом человеком. Учу детей тому, что в своих ошибках или неудачах человек виновен сам, не нужно искать виноватых вне себя и вокруг себя. Успех – это тоже путь, причем, иногда, сложный. Иными словами, учу тому, что надо уметь брать на себя ответственность, что это одно из качеств настоящей личности. Всегда говорю детям, что, если упал, надо подниматься. Если упал еще раз, надо снова подниматься, не важно сколько раз ты упал, важно сколько раз ты поднялся.
– Дети с Вами соглашаются?
– Соглашаются, но могут и спорить.
– Это хорошо или плохо?
– Это хорошо, я очень люблю, когда дети со мной спорят, значит у них есть мнение, пусть даже не совсем правильное, но оно есть. Думаю, что основное в моей профессии – это «разбудить мысль», потому что мыслить начинаешь тогда, когда возникает потребность что-то узнать. Люблю, когда на уроке творческий шум. Я хочу, чтобы мои ученики не просто тихо меня слушали, а разговаривали со мной.
– Значит, Вы цените в детях самовыражение, умение мыслить, делать выводы?
– Да. Я даже иногда позволяю им критиковать себя.
– Не подрывает ли это Ваш авторитет?
– Нет. Авторитет зарабатывается не тем, чтобы не позволять критику в свой адрес. Я тоже могу ошибаться. Есть такое выражение: «Первый среди равных». Я стараюсь быть первой среди равных, учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся, кстати и учится сам. Как-то я задумалась, сколько мне лет как учителю? Биологически, конечно, достаточно. А вот как учителю – сказать сложно, но знаю точно, что из выпуска в выпуск я не старею, а наоборот, будто становлюсь моложе. Я начинаю по-другому думать, мое сознание и восприятие мира не костенеет.
– Получается, Вы учите детей, а дети учат Вас? Это весьма ценно…
– Да. И я благодарна детям за это. Ведь сегодняшний учитель – человек с особой миссией, который должен не привести детей к заранее известным результатам, а вместе с ними пройти путь познания, результаты которого не предопределены. В этом суть педагогики сотворчества. Из опыта работы я поняла, что результат образовательной деятельности ребенка часто бывает далеким от всех моих прогнозов, но это его результат. Педагог сегодня – это не просто грамотный специалист, это успешный человек. Успешность – ключевая особенность учителя современной школы, только у успешного учителя будут успешные ученики.
Анна МОИСЕЕНКО. Фото из личного архива Татьяны Николаевны ГРУДИЙ

Общественная оценка высоких результатов Т.Н. Грудий подтверждена документально:

  • 2007 г. – Почётная грамота Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи,
  • 2012 г. – Благодарность Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи за участие в конкурсе «Учитель года Алтая 2012»,
  • 2015 г. – Почётная грамота Министерства образования,
  • 2019, 2020, 2021 гг. – Благодарность Избирательной комиссии Алтайского края,
  • 2022 г. – Благодарность комитета по образованию Рубцовского района за участие в качестве члена жюри конкурса «Лидер ХХI века-22».

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *