Начинать собственное дело всегда рискованно, а уж в период нестабильности – тем более. Но оптимисты говорят: кризис – время новых возможностей. Попробуем разобраться, так ли это.

Отчизны верные сыны

Братья Гуланян: Ваник, Валерик и Вальтер – перебрались в Россию из Казахстана еще в начале двухтысячных. Первым пустил корни на русской земле Ваник: женился, стал отцом. Вслед за ним, чтобы воссоединиться, приехали братья и тоже обзавелись семьями. В их лице Отчизна обрела трех верных сынов, потому что все они люди трудолюбивые, каждый нашел применение своим способностям и вносит свою лепту в развитие экономики района.
Ваник – учитель, преподает физкультуру в городской школе. У Ваника есть кулинарное хобби – шашлыки. Мясо получается, как говорится, пальчики оближешь. Способ приготовления Ваник держит в секрете, но с готовностью откликается на приглашения приехать на массовые мероприятия в населенные пункты района, чтобы побаловать народ национальным блюдом.
Валерик предпочел сельский простор и закрепился в селе Половинкино. Семья занялась подворьем: в приоритете мясное и молочное животноводство. Сейчас супруги держат 10 голов КРС и другую живность, однако им этого мало, они намерены масштабировать деятельность.
Вальтер также обосновался в Половинкино. Его тоже потянуло в сельское хозяйство. Сначала купил мельницу. Очень большие средства вложил в ремонт, а чтобы запуститься, финансов уже не хватило, поэтому объект пришлось временно законсервировать. Потом взял в аренду маслоцех, ранее принадлежавший колхозу, а впоследствии СПК «Заря», причем бесперспективный. Здание 1964 года постройки было в ужасном состоянии, и желающих купить его не находилось. А Вальтер рискнул. Примерно два года восстанавливал помещения и чинил оборудование и в пандемийный (!) период занялся переработкой подсолнечника.

Не как по маслу

Часто бывает, что мы строим одни планы, а на деле все складывается совсем по-другому.
– Я думал, что все пойдет как по маслу, однако ошибся, – признается Вальтер.
Благо, наставник нашелся – местный житель Анатолий Иванович Сасов. Анатолий Иванович много лет работал в хозяйстве сначала механизатором, а потом в маслобойне. Он-то и научил, как давить семечки, как фильтровать масло, да вообще всему технологическому процессу. Плюс помог с ремонтом оборудования. Благодаря его подсказкам и большому желанию заняться производством, Вальтер таки освоил дело.
– В одном селе живем. Я хотел, чтобы возродилось это производство, – поясняет Анатолий Иванович, вспоминая, что еще мальчишкой был, а маслобойня уже существовала. – Зачем людям за маслом куда-то ехать, когда оно здесь есть?
Здравое рассуждение. И весьма актуальное сейчас, когда идет переориентирование на импортозамещение, когда потребители стали отдавать предпочтение отечественной продукции, что называется, местного розлива.

Первая партия – не последняя

В октябре прошлого года из нового урожая подсолнечника была получена первая партия – примерно 3 тонны чудесного «жидкого янтаря». К сожалению, радость переработчиков длилась недолго: примерно через месяц цех пришлось остановить, потому что семечка была дорогая, производить продукцию выходило нерентабельно. Спустя некоторое время производство масла возобновилось, и за этот год предприниматель надавил более 7 тонн масла. Конечно, объем небольшой, но это лучше, чем вообще ничего.
Клиентская база у предпринимателя пока небогатая.
– Работаем по спросу, – рассказывает Вальтер. – Масла сейчас большой выбор, и нам свое тяжело продвигать. Оборудование старое, многое приходится делать вручную, себестоимость высокая получается. Ничего, потихоньку движемся. В Рубцовске у нас есть пирожковые, там свое масло используем. Объявления даем о переработке. Кто привозит свои семечки, мы тем давим, они масло забирают. Если сами закупаем семечки, то давим и масло населению реализуем.

Горячий отжим

Преимущество гуланяновского масла – горячий отжим, когда ядрышки сначала обжаривают, потом давят. У масла благородный янтарный цвет. А запах! Запах детства. Помнится, изредка мама приносила домой невесть где взятый жмых. Тогда казалось, вкуснее этого лакомства быть ничего не может. И жареная картошка была объедением… Речь идет о 70-х годах, следовательно, масло изготавливали по советской технологии – горячего отжима. Вальтер такое же производит. Ему приходится использовать разные сорта подсолнечника. За счет этого каждая партия масла имеет своеобразный вкус и запах, интенсивность цвета тоже разная получается.
Стараниями самого предпринимателя ценителей масла горячего отжима становится больше. Если раньше реализация продукта производилась на месте, то сейчас Вальтер с супругой Цовинар выезжают в близлежащие районы: Змеиногорский, Волчихинский, Третьяковский, Поспелихинский. Торгуют сами, без посредников, цена получается без накруток, и потребители довольны. Люди, которым впервые попадается продукция от Гуланяна, удивляются:
– Неужели есть такое масло?!

Дедовский способ

Масло производится на оборудовании, в буквальном смысле оставшемся от дедов. Вот, например, дробилка – это половина старого комбайна, к которой подцепили электродвигатель, вентилятор, барабан и транспортную ленту. Это еще колхозные спецы мудрили.
– У нас в Половинкино люди умные, они даже улучшили конструкцию, – гордится достижениями односельчан Вальтер.
На дробилке происходит первичная обработка семечек – частичное очищение от шелухи. Из дробилки ядрышки подаются в плющилку, где немножко крошатся, а после скатываются в приемный бункер. Оттуда их набирают в ведра и пересыпают в сковороды.
Анатолий Иванович поясняет:
– Идет нагрев печей и небольшая обжарка на трех сковородках при помощи ворошилки. Потом семечки высыпаются в шнек, он подает их в приемную камеру пресса. Пресс начинает давить. Масло отстаивается и фильтруется в деревянном коробе со вставленными тканевыми пластинами. Фильтрованное масло стекает в ведро, из ведра его переливают в большую пластиковую емкость. Из нее готовый продукт по трубопроводу перекачивается в бак и разливается по бутылкам. Добавок никаких нет, масло самое что ни на есть натуральное.
Вот так все примитивно, без пультов управления и кнопок. Но ведь работает!
Думается, от того, что оборудование старое, предприниматель вовсе не в проигрыше. Наоборот, он в выигрыше. Ведь процесс происходит с участием и под контролем человека, а человек вкладывает душу. От этого ценность продукта выше, чем у того бледного масла, разлитого по бутылкам безликими механизмами.

Семейный бизнес

В семье Гуланян четверо детей: 16, 14, 13 и 8 лет. С недавнего времени за ребятами взялась приглядывать бабушка, а Цовинар сочла необходимым помогать мужу. Так что теперь бизнес стал семейным.
Когда у Вальтера возникла идея заняться переработкой подсолнечника, Цовинар испытывала двойственные чувства. С одной стороны, была «за», с другой стороны, противилась, потому что понимала необходимость кредитования, а это внушало опасения. Но, будучи верной подругой, смирилась с решением Вальтера.
Сейчас супруги управляется вдвоем: Если Вальтер в маслоцехе, то Цовинар в городе – в пирожковой. И наоборот. Анатолий Иванович с удовольствием помогает односельчанам.
– Хорошие они люди, мы рады таким, – хвалит земляков Анатолий Иванович. – Возродили мельницу, маслобойню. Мельница пока стоит, ждет лучших времен. Масло пользуется спросом, и, думаю, его производство будет, пусть и медленными темпами, но расти. Местные фермеры-растениеводы уже знают о цехе, обращаются.
Кроме того, переработчик обеспечивает ценной продукцией серьезное хозяйство: СПК «имени Кирова» с удовольствием берет жмых для подкормки КРС.
Налаживая взаимодействие с местными сельхозтоваропроизводителями, Вальтер укрепляет базовые отношения, которые позволяют выстроить надежный бизнес, не зависящий от внешних обстоятельств.

Больше масла

Хоть производство действует всего год, Вальтер уже сделал кое-какие выводы, в частности, хочет модернизировать переработку.
– Надо покупать семечку, запас иметь, – рассуждает Вальтер. – Сейчас у нас капля в море. Многие объем просят, а мы не можем дать. У нас нормальные мощности для среднего производителя. Но чтобы долгосрочный договор заключать, надо купить партию семечек, а для этого деньги нужны. Вот и хотим рентабельность улучшить: есть способы, чтобы выход масла больше был.
А тонкость технологии в следующем: Поскольку жмых сильно масленичный, то ставится гидравлический пресс, жмых заново давится, и с него еще берется масло. Себестоимость будет ниже, объем увеличится, и продукт можно будет продавать дешевле. Что это, как не забота о потребителях?

Драгоценные качества

Энтузиазм Гуланяна впечатляет. Чувствуется, что Вальтер так проникся своим «янтарным» делом…
– Очень сильно, – подтверждает предприниматель.
Вот кому поддержку надо оказывать! Налоги снизить до минимума, кредиты давать под минимальный процент, помогать им с участием в программах для малого бизнеса. Пусть они сами живут и людям работу дают. В текущей ситуации это жизненно важно.
Как видим, начинать свое дело можно в любое время, если есть горячее желание. Конечно, Вальтеру не хватает управленческих навыков и специфических знаний, но это дело наживное, приходит со временем, с опытом. Главное, сельский предприниматель охотно всему учится.
По окончании встречи Вальтер вручил нам две бутылки полезного продукта. Это было неожиданно и очень приятно. Все-таки щедрость и способность бескорыстно делиться чем-либо – самые драгоценные качества наших людей! Именно они позволят пережить трудные времена.
Анна МОИСЕЕНКО.
Фото автора

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *