В архиве Рубцовского района в последние дни октября работали представители научного сообщества республики Калмыкия. Этот рассказ о том, что же привело их в наши края.

Далеко не все жители района знают о том, что в годы Великой Отечественной войны в начале 1944 года на Алтай были депортированы калмыки. Они жили и работали во многих селах Рубцовского района.
За что же калмыки были выселены в Сибирь, Казахстан и на Дальний Восток со своей родной земли, а Калмыцкая АССР была ликвидирована в самые кратчайшие сроки?

Трагедия калмыцкого народа

Во время Великой Отечественной войны весь калмыцкий народ был огульно обвинен в пособничестве фашистам и подвергнут депортации из южных степей европейской части страны в холодную Сибирь. Как смогли эти люди, получившие клеймо врагов народа и обреченные на страдания, выжить вдали от родных мест? Как они смогли не озлобиться после всего пережитого? Ответ прост – им протянули руку помощи и дружбы простые люди, сибиряки.
А дело было так. 27 декабря 1943 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, который на долгие 13 лет определил судьбу всего калмыцкого народа. Кстати, по переписи 1939 года в СССР проживали 134402 калмыка. Операция по депортированию калмыков называлась «Улусы». Она началась буквально на следующий день ранним утром после выхода Указа и была проведена очень быстро. В течение нескольких часов растерянные, ничего не понимающие люди, многие из которых не успели захватить с собой еды и теплых вещей, были погружены в грузовые автомобили и вывезены на железнодорожные станции. Там их поездами отправили в места высылки. В этой операции было задействовано 46 составов товарных поездов. Согласно справке оперуполномоченного отдела спецпоселений ГУЛАГа НКВД СССР Зеленцова от 2 февраля 1944 года в Алтайский край было депортировано 6167 семей спецпереселенцев-калмыков, или 22212 человек. Выселенные в спешном порядке калмыки, в суровую январскую стужу были привезены в Алтайский край. Их размещали везде, где только можно – в клубах, пустовавших полуразрушенных бараках и землянках, подселяли к местным жителям.
Несмотря на тяжелые и непривычные для них сибирские климатические условия, нехватку еды, калмыки жили и трудились не жалея сил, с полной самоотдачей. Сибиряки помогали им, делились всем, чем могли. Все люди хотели, чтобы как можно скорее закончилась война.
Когда же, наконец, наступил долгожданный мир, для калмыков ничего не изменилось. Наоборот, после войны был ужесточен надзор за ними. В 1948 году был принят документ, по которому калмыки приравнивались к заключенным, а за побег для них предусматривалось наказание в виде 20 лет каторжных работ. И только 17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы и им разрешили вернуться в родные места.

Забвению не подлежит

Калмыцкий дом в Веселоярске

Ученые, прибывшие к нам из Калмыкии, представляли Калмыцкий научный центр Российской академии наук. Это Александра Тагировна Баянова, заместитель директора по научно-организационной работе и Анжелика Юрьевна Васькина, заведующая научной библиотекой. Их интересовали сведения о земляках, депортированных во время войны в Рубцовский район.
– Наш научный центр планирует создать базу данных калмыков, которые в годы войны были депортированы в Сибирь и, в частности, в Алтайский край. Этой работой мы начали заниматься несколько лет назад. Писали запросы в сибирские регионы, кто-то тогда откликнулся, но тут началась пандемия и мы вынуждены были приостановить работу. А в начале текущего года наш центр продолжил работу в этом направлении и вновь обратился с запросами в регионы депортации калмыков. Первым откликнулся Алтайский край, – рассказывает Александра Тагировна. – Выяснилось, что на территории Алтайского края по состоянию на 1949 год находилось 14235 калмыков, в том числе в Рубцовском районе – 1093 человека. И это только взрослое население, без учета детей.
Сколько их было с 1944 и по 1949 годы – таких данных нет. Эту информацию можно найти только в сельских похозяйственных книгах. Именно по ним мы можем отследить, кто из калмыков умер, а кто родился за время их пребывания здесь. Также из этих книг мы можем узнать об их образовании, кем они работали. Калмыки ведь не только трудились разнорабочими в колхозах и совхозах. Некоторые работали бухгалтерами, учетчиками, или, например, в селе Нечунаево Шипуновского района работал учителем математики калмык Пюрвя Мучкаевич Эрдниев, ставший впоследствии известным ученым, академиком, разработавшим новаторскую методику по технологии математического образования для учителей начальной школы и математики.

Калмыки благодарны сибирякам

Представительницы Калмыцкого научного центра рассказали о том, что им удалось выяснить во время изучения похозяйственных книг. Оказывается, калмыки жили в Рубцовском районе на территории всех 17 сельсоветов. Самое большое их число (примерно 70-80 семей) проживало в Веселоярске, много было и в Рубцовском, Половинкинском сельсоветах.
– Во время поездки в Веселоярск нам показали саманный дом, сохранившийся от калмыков, – продолжает рассказывать Александра Тагировна. – Как сообщил Глава Веселоярского сельсовета Виктор Владимирович Прозор, в селе была целая улица домов, которые так и назывались – калмыцкие. Там до 90-х годов ещё жили люди. Кстати, в Рубцовском районе я впервые услышала про пластовые, или дерновые дома, в которых жили калмыки. Пластовый дом – это избушка, половина которой находится в земле, а сверху она достраивается с помощью пластов дёрна.
– До своей высылки калмыки в основном занимались скотоводством, – присоединилась к нашему разговору Анжелика Юрьевна. – А на Алтае им пришлось трудиться в растениеводстве, которым раньше они не занимались в силу климатических условий у себя на родине и кочевого образа жизни. Для них это было новое дело, которое пришлось осваивать. Они выращивали овощи, подсолнечник и другие культуры. Местные жители тоже учились у калмыков. Например, нам рассказывали, что у калмыков надои молока от коров на фермах были выше, чем у сибиряков. Стали выяснять причину. Оказалось, что калмыки зимой поили коров теплой водой, а местные жители – ледяной. Еще калмыки научили сибиряков готовить еду из продуктов, которые они раньше обычно выбрасывали. Например, из кишок делать колбасу, из желудка готовить требуху, начиняя ее. Получались деликатесы – очень вкусные, сытные и полезные.
Гостьи рассказывают, что среди калмыков и местного населения за время их пребывания здесь происходили смешанные браки, поэтому после реабилитации не все возвращались на родину. Потомки некоторых до сих пор так и живут здесь.
– Например, когда мы работали в Алейском районе, то в селе Безголосово встречались с представителями нашей нации – братом и сестрой. Они родились от смешанного брака – мать у них русская, а отец – калмык, говорят на русском языке. Все наши национальные традиции они уже утратили, забыли, – сообщила Александра Тагировна.
– Калмыки всегда с большой благодарностью вспоминали своих земляков-сибиряков, которые помогали им выжить в непростых условиях, – продолжает разговор Анжелика Юрьевна. – Конечно, невозможно забыть тяжелые годы, проведённые вдали от родной земли. Но они не держали на сердце зла и всегда говорили своим детям и внукам, что нужно быть счастливыми, радоваться каждому дню. А ещё калмыки не забыли песни, которые пели в Сибири. Песни помогали им выжить. Кстати, они и сегодня поют. У моей свекрови замечательный голос и как красиво она поёт русские народные песни!
– И мой отец часто вспоминает и поет песню «Хороши весной в саду цветочки», говорит – мы в Сибири ее пели, – улыбается Александра Тагировна и добавляет: – он был депортирован в Новосибирскую область.
Много лет спустя для калмыков, переживших депортацию, были организованы «Поезда памяти». Первый из них был организован в ноябре 1993 года и назывался «Калмыкия» – с благодарностью сибирякам». Он двигался по тому же скорбному маршруту, по которому когда-то везли калмыков в ссылку – Тюмень, Омск, Барнаул, Томск, Красноярск, Новосибирск. На нем было 324 человека. Второй «Поезд памяти», рассчитанный на 450 человек, отправился в Барнаул в 2001 году. Третий под названием «Дети войны – дети Сибири» в 2002 году побывал в Омске, Барнауле, Новосибирске, Томске и Красноярске. На поезде ехало 500 человек, в основном это были дети репрессированных, родившиеся на сибирской земле. Были затем и другие «Поезда памяти».
Забывать всего этого нельзя. Будем помнить…
Галина ШУБА

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *