Пленум Верховного Суда РФ своим постановлением от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обновил разъяснения о компенсации морального вреда.
Так, в соответствии с указанным документом, разрешено её требовать, даже если в законе прямо не закреплено такое право для конкретной ситуации. Суды могут взыскать компенсацию морального вреда, когда против воли разглашена тайна усыновления или если административное преследование прекратили из-за отсутствия события, состава правонарушения или недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесли постановление. В то же время право на компенсацию морального вреда не переходит по наследству, но если ее уже присудили, а человек не успел получить, то ее можно включить в состав наследства. Кроме того, не подлежит компенсации вред, который причинен правомерными действиями.
Требовать компенсацию морального вреда может и потерпевший от преступления против собственности. Например, если его имущество похитили, он стал жертвой мошенников или ему причинили имущественный ущерб путем обмана или злоупотреблением доверием. В таких ситуациях потерпевший может предъявить самостоятельный иск в гражданском порядке. Правила о компенсации морального вреда не применяются к защите деловой репутации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (статья 151, пункт 11 статьи 152 ГК РФ).
Физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, в том числе без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не лишено возможности требовать компенсации морального вреда в случае, если в связи с осуществлением указанной деятельности было допущено посягательство на принадлежащие ему иные нематериальные блага или нарушение его личных неимущественных прав.
Стороны могут договориться, что моральный вред можно компенсировать не только деньгами, взамен, например, передать имущество или ухаживать за потерпевшим.
При определении размера компенсации суд может учесть тяжелое финансовое положение ответчика и уменьшить присужденную сумму. Однако из-за тяжелого имущественного положения ответчика нельзя отказать во взыскании компенсации морального вреда.
Постановлением разграничены понятия физических и нравственных страданий. Под физическими страданиями понимают боль, которая возникает из-за увечий или другого повреждения здоровья, а также заболевания. Невозможность передвижения из-за проблем со здоровьем, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы. А нравственные страдания – это нарушение душевного спокойствия человека: чувства страха, беспомощности, унижения, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности в связи с ограничениями из-за увечья. А также переживания из-за утраты родственников, потери работы или невозможности продолжать активную общественную жизнь, из-за раскрытия семейной или врачебной тайны, распространения ложных сведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временных ограничений или лишение каких-либо прав и другие негативные эмоции.
Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда. Нельзя отказать в иске, если заявитель не указал размер компенсации морального вреда или предъявил незначительную сумму.
В том случае, если гражданина незаконно осудили, привлекли к уголовной ответственности, заключили под стражу или дали подписку о невыезде, привлекли к административной ответственности в виде ареста или исправит работ, компенсировать моральный вред ему должны независимо от того, есть ли в этом вина органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
В доме провели обыск или выемку, которые суд признал незаконными. Право на компенсацию морального вреда есть не только у лица, в отношении которого проводили следственные действия, но и у тех, кто проживает в этом помещении.
Д.Н. Безрукова, старший помощник прокурора Рубцовского района, младший советник юстиции