Руководитель экспедиции «РоссиЯ» Константин Сергеевич Мержоев занимается профессиональной экспедиционной деятельностью более 30 лет. Ходил в кругосветные путешествия, на Северный и Южный полюсы. Недавно он проездом побывал в Рубцовске, встретился со школьниками, интересующимися туризмом. Его рассказ оказался настолько захватывающим, что ребята забросали путешественника вопросами.
Константин Сергеевич Мержоев – мастер спорта, чемпион России по спортивному туризму, участник многочисленных экспедиций, заслуженный путешественник России.
Директор Центра детского и юношеского туризма и экскурсий Краснодарского края. Член научного Совета Русского географического общества.
Вдоль границ России
Участники экспедиции «РоссиЯ» стартовали 3 марта из Сочи на велосипедах и отправились вдоль западных границ до Мурманска, преодолев более 7 тысяч километров. Пересели на научно-исследовательское судно «Михаил Сомов» и прошли по северному морскому пути до Владивостока. Оттуда на автомобилях проехали к озеру Байкал, до населенного пункта под названием Монды. Затем пешком за 54 дня прошли 500 км по тайге, горам и болотам, где нет людей, до населенного пункта Кургунтук в Тыве. В Кызыле сели на велосипеды и отправились на Алтай. На двухколесном транспорте путешественники доберутся до Дербента на границе с Азербайджаном, уйдут в горный Дагестан, Чечню, Карачаево-Черкессию до поселка Архыз. Предполагается, что уже настанет декабрь. На снегоступах они перейдут через главный Кавказский хребет обратно в Сочи.
Экспедиция задумана на 283 дня, или 10 месяцев, и должна завершиться 31 декабря этого года, если не помешают погодные условия. Поэтому на всякий случай участники рассчитывают на год.
Затем предстоит обработка материалов, монтаж фильмов, издание книг, альбомов, сборника научных статей, организация выставок и другая просветительская работа до июля следующего года. Огромная программа проводится на президентский грант. Это один из самых крупных проектов за всю историю президентских грантов. Всего должно быть охвачено около 100 тысяч человек.
Проводит экспедицию Федерация спортивного туризма России под патронажем Русского географического общества и Министерства просвещения Российской Федерации.
Плечом к плечу
Заявки на участие в экспедиции подали около 1500 человек. Отобрали 12, на данный момент осталось восемь. Константин Мержоев объяснил, чем руководствовался, отбирая кандидатов. У них должен быть опыт спортивных походов средней и высшей категорий сложности в разных видах: водном, велосипедном, пешеходном и горном. Должны быть очень сильными физически и психологически устойчивыми. Обладать профессией, которая нужна для осуществления проекта. И не каждый может себе позволить уйти в экспедицию на год. Некоторым пришлось уволиться с работы, чтобы участвовать в ней, другие ушли в отпуск за свой счет, некоторые находятся в командировке. В итоге получилась слаженная команда, которая прошла уже три четверти пути, преодолевая трудности. В ее составе есть одна девушка.
Трудности перехода
По словам руководителя экспедиции, одним из самых тяжелых был пешеходный этап. Полная автономия. Все, что необходимо, взяли с собой, включая еду. Вес рюкзака от 44 до 46 кг – и это в горах.
– На последние четыре дня пешего перехода у нас закончились продукты. Перешли на подножный корм, питались тем, что собирали или ловили, – рассказывает путешественник. – Некоторые похудели на 17 кг. Когда мы пришли в Ушбельдир в Тыве, местная жительница подошла и показала пальцем на одного из участников: он не больной? Такие у него были безумные глаза.
За эти четыре дня удалось пройти всего 20 км. Там дорог и троп как таковых нет.
–Такое впечатление, что какие-то силы нас просто не пускали, – продолжает Константин Сергеевич. – Настолько много было завалов, горельников, прижимов, скал. А еще в это время реки поднялись до 2-2,5 метров. И вот представьте: вы пролезли через все завалы, на карте там нормальный проход, а перед вами скала метров под 200 и река. В реку вы не можете зайти, потому что сильное течение и глубоко. Уходить назад – это два-три километра корячиться для того, чтобы что-то там найти. Либо лезть наверх.
Так что экспедиция – не увеселительная прогулка, а сложное, но интересное путешествие, которое участники будут вспоминать всю жизнь.
Терра инкогнита
Девиз этой экспедиции «Откроем Россию заново вместе». Вот и Константин Мержоев, несмотря на богатейший опыт, каждый раз находит для себя что-то новое. Одно дело – топовые места, например, Белуха, другое – те, где живет обычный народ. Он признается, что когда начинаешь ходить по закоулкам, Россия открывается совершенно по-другому:
– Я люблю ходить там, где очень дико, где людей практически не бывает или не было никогда. Таких мест у нас в России очень много. Эта первозданность меня завораживает и затягивает. С точки зрения терра инкогнита Россия перекрывает все государства. Северо-восток нашей страны терра инкогнита процентов на 70. Там животные бегут к вам, а не от вас. Или не обращают на вас внимания. Проходишь мимо лося, а он покосился и продолжает жевать – никакой реакции.
На Алтае Мержоеву понравились люди и уникальная природа. По образованию он биолог-биоморфолог и как специалист отметил необычную форму рельефа в окрестностях села Саввушка и озера Колыванского:
– Сколько мы прошли, подобного не встречал. А еще у вас огромные степные предгорья, редко где такое увидишь. Интересно. Очень.
У каждого свой бог
Россия – страна многонациональная и многоконфессиональная: христиане, мусульмане, иудеи, буддисты, язычники. Константин Сергеевич рассказал поучительную историю:
– В 2007 году мы пересекали Евразию от мыса Рока в Португалии до мыса Дежнева. Среди нас был парень – христианин до мозга костей, даже слегка воинствующий. Мы дошли до Чукотки, где население – язычники. Они поклоняются огню, матери-моржихе и т.д. И наш парень беседовал в яранге с чукчей. Я захожу, а там какое-то напряжение, хозяин встает и говорит: «Я ваших богов не трогаю и прошу моих богов тоже не трогать. Я к вашим богам плохо не отношусь, и вы к моим не относитесь плохо». Достойный ответ! Я отвел товарища в сторону и попросил больше не касаться религиозных вещей:«Давай пройдем Чукотку и в конце поговорим». И когда мы сидели на мысе Дежнева над Беринговым проливом, в 80 км от Аляски, на восходе солнца, он с задумчивым видом произнес: «А знаешь, Костя, я понял: все мы лицемеры. Истинные верующие – это они». И действительно, им не надо придумывать веру, они живут так. А мы бегаем, свечки ставим и тут же делаем всякую ерунду. Опять ставим и снова делаем. А может, не надо свечки ставить? Надо просто не делать эту ерунду?
Традиции и обычаи
В России традиции и обычаи для нас понятны, даже если мы будем находиться в другом регионе. Но всегда нужно уважать традиции того государства, где находитесь. Если вести себя по-человечески, вам последнюю рубашку отдадут. Так считает путешественник. Но однажды он пересмотрел эту точку зрения.
– Я был в Папуа – Новой Гвинее, где мое миропонимание перевернулось с ног на голову, – рассказывает он. – У них свое понимание доброты и справедливости. Я подарил туземцу свою майку, он сказал «спасибо» и ушел. Потом приходит: «Давай еще». Я ему объясняю, что просто подарил, а он мгновенно выхватывает мачете. Для меня это был шок. А оказывается, все просто: ты отдаешь, значит ты слабый, соответственно надо забрать у тебя все. Там категорически нельзя показывать свою слабость.
Местное население вело себя агрессивно, иногда нападало на экспедицию. Состояние войны длилось полтора месяца. У россиян не было огнестрельного оружия, у туземцев, слава богу, тоже. Государство охраняет их самобытность, но пользоваться огнестрельным оружием запрещает. У них есть мачете, копья, луки со стрелами. Участникам экспедиции приходилось обороняться тем же самым. Уже после отъезда стало известно, что чуть позже дикари убили и съели двух путешественников.
Поэтому с разными людьми нужно вести себя по-разному. Где-то категорически нельзя агрессию проявлять, а где-то необходимо.
Геройство – это недоработка
Рубцовских школьников интересовало, из каких еще опасных ситуаций приходилось выбираться путешественнику. Ответ многих обескуражил:
– Следует запомнить раз и навсегда: любой героический поступок – это недоработка руководителя. Если вы его совершаете, значит, где-то просчитались. Хорошо, когда ничего не происходит. Знаете, в чем парадокс? Вот погибли пять человек на Эльбрусе. Вся страна про это знает. А вы знали, что наша экспедиция приедет? Вряд ли. А если бы мы по дороге отстреливались, то вы бы о нас слышали.
Константин Сергеевич пояснил: если соблюдать определенные правила в путешествии, то 99%, что ничего не случится. Вот почему этим должны заниматься профессионалы. Непрофессионалы часто делают ошибки. К примеру, на вас бежит медведь. Первое желание – удрать. А от него категорически нельзя убегать. Хоть от медведя, хоть от волка, хоть от тигра. Нервная система должна быть очень крепкой, ведь они, бывает, подходят на близкое расстояние. Ваши шансы, естественно, сокращаются. Но если вы будете отступать или убегать, их не останется вообще.
Одна из школьниц задала вопрос, приходилось ли Мержоеву спасать животных. Он даже слегка озадачился:
– Первый раз в жизни меня об этом спрашивают. Хотя… Стриж – самая быстрая птица в мире. У нее очень длинные крылья, и если она сядет на землю, то подняться уже не сможет и умирает. Я поднял его, подбросил, и он улетел. Спас я его? Наверное, спас. А вообще в моей практике не было, чтобы олени тонули или медведи просили перебинтовать лапу.
Кто есть кто
Очень сильно меняется человек, когда он находится на природе. В экстремальных ситуациях люди проявляют свою сущность.
– В походе вы не можете обходиться без других, – подчеркивает путешественник. – К примеру, если я перехожу бурную реку, то перешел и натянул веревку – для вас, не для себя, я-то уже прошел. И начинаем друг другу помогать. А если сам за себя, то я бы стоял и наблюдал, пока вас не смоет.
Он рассказал о походе на Северный полюс в 1994 году. А есть еще коммерческий тур, когда люди платят деньги, летят на вертолетах, и гордятся, что были на полюсе. Русские путешественники шли пешком, а иностранная группа прилетела на вертолете. Одна женщина провалилась в полынью. И никто из иностранцев не дернулся вообще. Ее достали наши вертолетчики и дали свою одежду. Никто из группы не поделился. Потому что им все равно, главное, что у них все в порядке. А у русских взаимовыручка в крови.
– «Просветленное» зарубежье сейчас живет таким образом, что процентов 90 каждый сам за себя. Поэтому они и слабее нас. Пока. Если вы возьмете с них пример и станете такими же, тогда от России ничего не останется, – убежден Константин Сергеевич.
В гостях хорошо, а дома лучше
По наблюдениям путешественника, за рубежом все живут анклавами: китайский квартал, индийский квартал и т.п. И между собой практически не общаются. Мы, приезжая туда, представляем свое государство. Как поведем себя, так и будут думать о всех русских. К нам, кстати, относятся неплохо в отличие от американцев – их недолюбливают за высокомерие.
– За рубежом обращаешься к кому-нибудь по-английски: «Извините, можно вас спросить?», он оборачивается с недовольным лицом: «Американо?». А ты ему: «Ноу, руссия». «О, руссия!» и мгновенно настроение у него меняется, – говорит Константин Мержоев.
Он утверждает, что мы живем в одной из самых свободных стран мира. И то, что считаем обычным – непозволительная роскошь за рубежом. К примеру, в России радушно встречают гостя, накрывают стол, жарят шашлык, поют песни. За рубежом это категорически нельзя: нужно спросить разрешение у соседей, не задымляет ли его или, не дай бог, громкая музыка. За это – штраф либо тюремное заключение.
В Австралии и некоторых странах Европы, если собака лает и кто-то пожаловался, приезжает специальная служба и усыпляет ее. И это те люди, которые рассказывают, что очень любят животный мир!
Огромная страна
Россия – огромная страна с огромными возможностями. С запада на восток по прямой – 11 тысяч километров. На территории только одного Красноярского края может разместиться вся Европа, и еще место останется.
Константин Мержоев привел слова одного из ведущих политиков Германии Герхарда Шредера. На вопрос, кем вы не хотели бы быть, канцлер ответил: «Я не хотел бы быть Папой римским, не буду объяснять почему, и Президентом Российской Федерации – я не представляю, как можно управлять такой огромной страной».
– В свое время я был в кругосветной экспедиции «Огненный пояс земли» по всем активным вулканам мира, – рассказывает путешественник. – Я показывал на карте: «Вот вы» и закрывал это место пальцем. «А вот мы», они смотрели на меня и не понимали. У них наши масштабы не укладываются в голове, потому что они считают, что у них большое государство. Если я посажу золотую рыбку в маленький аквариум, она вырастет маленькой. А если в 300-литровый, то вырастет больше. И мы растем соразмерно стране и возможностям, и мышление у нас такое масштабное.
По мнению Константина Сергеевича, наша страна хороша тем, что все мы разные. Белгородская область не похожа на Рязанскую, Ростовская на Краснодарский край и т.д. Любой турист приезжает, чтобы увидеть что-то самобытное. Ему неинтересно смотреть на то же, что в Европе. Поэтому так важно, чтобы у нас в стране все народы имели и сохранили свое лицо и не стеснялись его.
Преодоление себя
Путешественник делит людей на четыре типа:
– У всех есть в жизни определенные ступени и перечень проблем, которые нужно решить. Каждая проблема – это забор.
Кто-то подошел к метровому и начал жаловаться: не получается, мне мешают и т.д. 30% людей, упираясь в этот забор, отодвигаются назад. Это те, кого называют неудачниками, люди, которые не хотят бороться, они просто лентяи и ничего не желают делать. Они обвиняют всех вокруг, но это лишь говорит о слабости.
Те 70%, которые переступили, двигаются дальше. И тут появляется пятиметровый забор, очень сложный, гладкий. Вы лезете, бьетесь, сколь-зите, падаете. Преодолевают этот забор около 50%, а 20 остаются. Не то чтобы это слабые люди, но и не настолько сильные.
А потом возникает не стена, а скала-монолит. Это проблемы, связанные с семейными делами, здоровьем, и всем, чем угодно. И для тех, кто преодолеет скалу, а это 5%, открывается бесконечность. Все, что хотите, все возможно. Те, кто остается около скалы, тоже сильные люди, но не супергерои. Чтобы ими стать, нужно много работать и жертвовать многими вещами: временем, здоровьем, делами, но все равно двигаться к цели. Я вообще хорошо отношусь ко всем людям. Но тех, кто остановился у метрового забора, можно только пожалеть.
У Константина Мержоева никогда не было желания закончить экспедицию раньше срока. Говорит, если бы такое случилось, то «завязал» бы с путешествиями сразу.
– Есть такая поговорка: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж». Либо не говори, либо сделай, – считает он. – Неважно, кто или что тебе мешало, о тебе будут судить по конечному результату. А если ты отступил, то обязательно наступит такой момент, когда ты будешь сидеть на диване, кушать пончики и думать: а вот же не хватило совсем чуть-чуть. Ты себе этого в жизни не простишь, если конечно, сильный характером. А слабаки говорят: ну и ладно. Поэтому кто-то добивается, а кто-то нет. Разница вот здесь, в голове. Когда мы тренируем нагрузками мышцы, они у нас растут. А дух тренируется только сложностями. Чем больше ты себя преодолеваешь, тем мощнее твой внутренний стержень, и сломать и согнуть тебя невозможно.
Родина не продаётся
В своем рассказе Константин Мержоев постоянно подчеркивал, какая красивая и необъятная страна Россия, и люди, населяющие ее, – особенные, с широким мышлением. Это нужно сохранить во что бы то ни стало. А главное – быть настоящим патриотом.
Константин Сергеевич попытался ответить на один из самых сложных вопросов: что для него Родина?
– Недостаточно сказать: то, что вокруг меня. Одно знаю точно: продавать ее я не собираюсь. У меня был друг – немецкий бизнесмен, миллионер. Он мне сказал: «Я дам тебе миллион долларов, и ты продашься». Я показал ему фигу. «Тогда я дам тебе пять». Я говорю ему: «Знаешь, в чем ты дурак? Я – идейный». Понимаете, в чем дело? Если вы продаетесь, то продаетесь везде и за все. Для вас святого ничего нет, как бы вы ни оправдывали себя в душе. А за рубежом считается, что у каждого есть своя цена. Так будьте лучше бесценными, чем продажными.
Людмила МАКОВЕЦКАЯ.
Фото автора и из архива экспедиции «РоссиЯ»