Русская культура немыслима без народного творчества. Его носителями в первую очередь являются самодеятельные артисты. Но чтобы выявить таланты, привлечь и организовать, нужен зачинщик, если говорить языком культуры – запевала. Один из создателей Ракитовского народного хора, – Александр Николаевич ВАЛЬТЕР, – именно такой запевала и есть. Несколько дней назад, 19 марта, ему исполнилось 70 лет.

Хор пел и гремел

Культработники супруги Александр Иванович и Елена Николаевна Вальтер приехали в село Ракиты из Егорьевского района в октябре 1998 года.
Елена Николаевна рассказывает:
– Здесь была вокальная группа из пяти человек: Валентина Зайчикова, Любовь Суркова, Надежда Канаева, Екатерина Лазарева, Валентина Ермощук. Репетицию провели, Александр Иванович сказал:
– Хорошие голоса. Мало их, но поют хорошо.
Мы начали с ними работать. В то время все везде разваливалось, в том числе и в культуре. Я никогда не думала, что мы здесь можем создать хор. Но девчата приходили, приглашали одного, другого, третьего, и как пошли люди! К моменту проведения районного смотра художественной самодеятельности в январе или феврале 1999 года у нас уже был хор. В комиссии все были удивлены.
Александр Иванович занимался с артистами очень много. Количество любителей петь еще увеличилось. Все были заняты: кто в колхозе, кто на подворье – тем не менее, выкраивали время на репетиции. Проходили они поздно, после завершения всех хозяйственных дел. Бывало, даже дети, которых приводили с собой, засыпали на руках. Но сельчан не смущали трудности, поскольку потребность петь только крепла. В песнях они соединялись не только голосами – соединялись душами, раскрывались, сплачивались. Закономерно, что на выступлениях хора зал был переполнен, люди стояли вдоль стен.
Бывшая глава Ракитовского сельсовета Вера Тимофеевна Фролова вспоминает:
– Александр Иванович и Елена Николаевна умели научить людей красиво петь. Они так хорошо подготавливали коллектив! Бывает, придешь на концерт без настроения, а уходишь – как на крыльях летишь. Время было трудное, и всего одна радость – пойти послушать хор. Когда проводились заключительные смотры, я гордилась выступлениями наших артистов.
Коллектив ездил на фермы, на полевые станы, принимал участие в конкурсах, в том числе краевых, и везде успешно. Слава Ракитовского хора набирала силу. Через 5 лет руководители подали заявку на присвоение самобытному коллективу звания «народный», и в 2003 году это произошло. За время деятельности супругов Вальтер Ракитовский народный хор 3 раза подтверждал звание.

Маэстро

Александр Иванович – настоящий маэстро сельской культуры. Он любил сложные произведения, такие, с которыми не каждый самодеятельный коллектив справится. Но его профессионализм и творческий потенциал участников Ракитовского народного хора творили чудеса. Так, песня «Колокола России» в их исполнении всегда производила на публику духоподъемный эффект. А песня «Неизвестный солдат» была настолько пронзительной, что зал вставал и поднимал вверх руки с зажженными зажигалками.
При разучивании новых произведений народные таланты не жалели ни сил, ни времени, чтобы отточить мастерство до высшего уровня. Например, женская вокальная группа, исполнявшая а капелла фольклорную песню «Не орел ли с лебедем купалися», целую неделю разучивала одну строчку! Валентина Александровна Емельянова поясняет:
– Нам объясняли, как правильно партию исполнять, как на сцене держаться. Сопровождение Александра Ивановича было прекрасное, музыка воодушевляющая. Мы настолько ее прочувствовали, что через мимику лица могли отразить суть песни.
Александр Иванович научил членов коллектива многому, в частности игре на русских народных инструментах. По словам Ольги Петровны Гук, у них образовывались небольшие оркестры. Не имея музыкального образования, кто-то стал играть на контрабасе, кто-то – на балалайке, задействовали также бубен, трещотку и даже стиральную доску. А некоторых научили петь третьим голосом, который, по словам Александра Ивановича, является фундаментом.
Благодаря стараниям маэстро, участники хора до сей поры сохранили приверженность живому голосу и живой музыке, ведь никакие технологии этого не заменят.
Любовь Михайловна Суркова делится мнением:
– Я хожу в хор со школьной поры. Сейчас под фонограмму поют, и я не могу полностью раскрыться. А под баян Александра Ивановича я была вся нараспашку.
Нина Ивановна Шмелева соглашается, что живое исполнение благотворно влияет не только на исполнителей, но и на зрителей.

Игра на чужом поле

Александр Иванович обладает множеством полезных навыков, которые не раз выручали его в критических ситуациях, даже если они вне музыкального поля деятельности. Татьяна Викторовна Резе, работавшая библиотекарем, вспоминает:
– Было время, когда средства не выделялись ни на что. В Доме культуры стала протекать крыша. Александр Иванович узнал, что где-то есть вар. Мы туда поехали, накопали, придумали, как растопить, и своими силами залили щели. На другой год пришлось повторить.
Елена Николаевна Вальтер подтверждает:
– Финансово было очень тяжело. Когда мы начали работать, здание вообще не отапливалось, ни одна батарея не работала. Год мы так проработали. Потом люди узнали, что Александр Иванович – хороший комбайнер, его позвали в колхоз поработать. Он согласился с тем условием, что нам отдадут трубы, которые в колхозе лежат без дела. Председатель согласился. После уборки комбайнеры объединились и сделали отопление, как могли. Во всем остальном тоже старались содержать Дом культуры в порядке, насколько позволяли силы.

Божий промысел

Что для Александра Ивановича является источником вдохновения, из которого он черпает силы? Он просто любит музыку. Видимо, он с ней родился. И, вполне возможно, это был Божий промысел. Как рассказывал наш герой, в третьем классе ему купили гармошку с рук. Это было такое счастье! В роду никого игравшего на гармони не было, а мальчонка начал. Через какое-то время стало получаться. Когда подрос, стал участвовать в художественной самодеятельности, аккомпанируя коллективу. Его заметила заведующая отделом культуры Валентина Ивановна Халина и порекомендовала учиться. Парень поступил в барнаульское культпросветучилище на хоровое отделение, окончил его заочно после службы в армии. С тех пор Александр Иванович и музыка – одно целое.
Маэстро вплетает музыку во все жизненные сферы. Вот только один эпизод из его творческой деятельности. Супруги Вальтер жили в селе Половинное Краснозерского района Новосибирской области. Александра Ивановича пригласили в соседнее село Краснозерское, в маленький сельский клуб на 0,25 ставки. Зарплата, конечно, крошечная, но для ценителя самобытного творчества более важным оказалось созидать. Увидев талантливых детей, он за несколько месяцев создал струнный оркестр. Если сначала занималось 5 человек, то через полгода 17, и все где-то нашли балалайки. Хор пел, ребята аккомпанировали. Зал стоя приветствовал народные таланты.
Через некоторое время наступила памятная дата – 80-летие Краснозерского района. Чтобы представить свое село, примечательностью которого была железная дорога, Александр Иванович своими руками смастерил из ДСП и других материалов паровозик с вагончиками, раскрасил цветными красками и рассадил в них балалаечников. Зрители обступили артистов и не уходили.

Музыка по наследству

Как и Александр Иванович, Елена Николаевна к музыке пристрастна с детства, она тоже окончила барнаульское культпросветучилище, хоровое отделение. Этот вид искусства стал для них своего рода обручальным кольцом, которое оберегает их уже 47 лет.
Супруги неоднократно меняли место жительства, но где бы они ни были, всегда занимались популяризацией народного творчества. Они создали несколько коллективов, двум из которых было присвоено звание «народный» – это Титовский народный хор и Ракитовский народный хор.
Александр Иванович и Елена Николаевна очень богатые люди: трое детей, 13 внуков и одна правнучка. Старший сын Владимир и дочь Валентина пошли по стопам родителей, получив музыкальное образование. Младший сын Александр перенял отцовскую способность трудиться на земле, он механизатор. Увлечение всей семьи – петь русские и украинские песни.
Супруги на пенсии, но, как отмечает Елена Николаевна, у Александра Ивановича трудоспособность с каждым годом только усиливается. Ему обязательно надо что-то делать и его невозможно остановить. Сейчас Александр Иванович трудится в школе простым рабочим. Педагоги и учащиеся тешат себя надеждой, что маэстро наберется сил и возьмется за образование школьного хора.
В песнях наши корни, наша история, в них чувствуется мощь русской души и величие страны. Есть уверенность, что благодаря таким энтузиастам, как Александр Иванович, хоровое пение будет передаваться из поколения в поколение и способствовать единению всех славянских душ.
Анна МОИСЕЕНКО.
Фото из архива


от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *