Как писал Лев Толстой, «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
С точностью до наоборот
Если задать вопрос «Что такое семья?», каждый приведет свою трактовку, но суть при этом будет одна: семья – это самое важное, самое теплое и самое надежное, что есть в жизни человека. Так должно быть. А что если у кого-то с точностью до наоборот?..
В Год семьи мы говорим и пишем о важности семейного воспитания и значимости семейных ценностей, при этом подразумеваем полные семьи. А как быть тем, в которых, например, случился развод? Женщина с детьми продолжает считаться семьей. При этом она получает весь груз мужских проблем, но никто ее не освобождает от вечных женских обязанностей…
Много лет назад мне довелось услышать фразу от одного достойного человека: «Общество, в котором неверность не считается злом, в конечном итоге бьет по женщинам». Именно эти слова вспомнились мне после знакомства с Татьяной Дремой. История, случившаяся с ней в последние два года, полна трагизма, предательства и безответственности со стороны мужа. На мое предложение написать об этом в газете Татьяна согласилась и резонно заметила:
– Чем больше таких историй будет раскрыто, тем большему числу женщин вы поможете.
Не как у Христа за пазухой
Татьяна жила в Казахстане, была в официальном и неофициальном браке. Семейная жизнь складывалась по определенной схеме: сначала Татьяна жила как у Христа за пазухой, но стоило ей забеременеть, в мужей будто бес вселялся, они начинали пить, бить, ходить налево и растаскивать домашнее имущество. Татьяна терпела, всеми силами старалась наладить отношения. Не помогло, в итоге пришлось разойтись. Она родила троих детей, и еще двоих, которым приходится крестной матерью, взяла на патронатное воспитание после смерти их родителей. При всей сложности бытия дома не сидела, держала небольшой магазин одежды и обеспечивала семье доход.
В 2022 году Татьяна познакомилась с Владимиром. Он обещал, что сделает Татьяну самой счастливой женщиной на свете. Брак зарегистрировали. При этом Владимир по собственной воле установил отцовство на самого младшего сына Татьяны – Бажена.
– Год мы жили прекрасно, – вспоминает собеседница. – Муж просил ребенка. Я решилась родить. Как только забеременела, у нас изменились отношения. Я старалась не ссориться. Беременность протекала тяжело, а ведь я еще работала. Из-за стрессов дочь родилась на сроке 27 недель, весом 1 килограмм 85 граммов, ростом 35 сантиметров. Ну, сами понимаете, кислородное голодание, порок сердца, легких, бронхов, трубки… это как страшный сон.
Врачи боролись за крохотную девочку, которой мама дала имя Заряна. Жизнь отстояли, но в два с половиной месяца малышке провели операцию на глазах. После этого она стала почти безостановочно кричать и днем, и ночью. Вследствие недосыпания и нервного напряжения у Татьяны начались панические атаки, слуховые и визуальные галлюцинации. Муж особого участия в жизни семьи не принимал, ссылаясь на усталость на работе.
Мама, отвези меня в Россию!
У нас нет возможности описывать подробности несладкого материнства и семейного быта Татьяны, поэтому перейдем к следующему этапу.
Татьяна давно грезила мыслями о России. Четверых старших детей, которым в настоящее время от 20 до 27 лет, она уже поставила на ноги и отправила в РФ получать образование. Все выучились и теперь живут здесь самостоятельно.
– Я люблю Казахстан, но у меня мечта была уехать на родину предков, – поясняет женщина. Я хочу, чтобы мои дети знали историю России, чтобы дети жили по-русски, чтобы на 9 Мая с георгиевской лентой ходили и говорили: «Спасибо деду за победу». Я даже младших детей назвала старославянскими именами.
В 2022 году Татьяна с мужем и младшим сыном съездили в страну мечты. Были в гостях у подруги в селе Вторые Коростели. Вернулись обратно, и Бажен стал постоянно твердить: «Мама, увези меня в Россию».
Как гром среди ясного неба
В марте 2024 года Владимир, в поисках лучшей доли, уехал к родственнику Татьяны в Пермский край. Он в самом деле не прогадал: вахтовый метод, работа легче, денег в два раза больше.
Татьяна ждала, что, обосновавшись на новом месте, муж приедет за семьей. Но Владимира мало беспокоили чаяния жены. Почувствовав себя свободным, он вовсю развлекался с друзьями и, когда звонил жене, с радостью обо всем рассказывал. Татьяна же чахла от круглосуточного ухода за малышкой, которая не могла оправиться после операции.
– Мне за месяц 5 раз «скорую» вызывали, – горестно повествует моя знакомая. – У меня смысл жизни потерялся, потому что я кроме четырех стен ничего не видела и слышала только крики, крики, крики.
В начале июня Владимир все-таки вернулся в Казахстан за женой и детьми. Татьяна в срочном порядке продала дом, причем намного дешевле, чем рассчитывала, и в рассрочку, раздала мебель, вещи, технику. И вот 5 июня семья приехала в село в Пермском крае. Сначала, казалось бы, Владимир был рад, ведь он заверял Татьяну: «Люблю, никогда не брошу». Потом стал нервничать, придираться и заявил: «У тебя будет своя жизнь, у меня своя». Татьяну накрыла паника, она не могла понять, что происходит. На следующий день он уехал на вахту. Отработав чуть больше недели, Владимир пришел к Татьяне, 5 минут понянчился с дочерью, развернулся и ушел. Чуть позже добрые люди сказали Татьяне, что у мужа появилась другая женщина в соседнем селе. Он встречался с ней, пока семья была в Казахстане, и ничего не собирался менять. А потом суженый и сам признался, что разлюбил Татьяну, когда она еще была беременной. Единственное, что предложил жене – давать 15000 рублей в месяц и физически в чем-то помогать. Надо ли говорить, что для Татьяны случившееся было, как гром среди ясного неба?
Выкручивайся, как хочешь
В поисках поддержки, рыдая, Татьяна позвонила своей подружке на Алтай. Та позвала ее к себе, обещала помочь и даже дом дать. В порыве отчаяния Татьяна взяла детей, собрала кое-какие вещи и поехала из Пермского края в Алтайский, во Вторые Коростели. Владимир даже денег на дорогу дал.
Ожидания Татьяны не оправдались. Она оказалась предоставлена сама себе. В дом ее заселили, но тот долгое время стоял без присмотра, и требовались немалые усилия, чтобы привести его в порядок. Татьяна же все время была занята дочерью, которая не переставала кричать. Сын тоже ходил, как неприкаянный.
Поразмыслив, Татьяна решила ехать в Рубцовск, искать жилье и оформлять российские документы. За время скитаний некто облегчил ее кошелек на
50 000 рублей. После долгих мытарств, она через третьи руки познакомилась с женщиной, которая помогла ей устроиться в Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска.
Татьяна несказанно рада такому прибежищу, пусть оно и ненадолго. Муж же, с которым она общается посредством телефона и мессенджеров, ведет себя инфантильно: «Увезла от меня детей, выкручивайся сама, как хочешь».
Недооценённая проблема
Итак, ситуация: гражданка Казахстана оказалась в России с двумя несовершеннолетними детьми без денег и документов. Как уже стало понятно, в России государство помогает женщинам, попавшим в критические ситуации, невзирая на «особые отличия».
Рассказывает заведующая отделением временного пребывания для женщин с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска» Ирина Евгеньевна Стрижкина:
– Мы оказываем содействие женщинам с детьми, которые не могут самостоятельно решить проблемы: отсутствует собственное жилье; насилие в семье; невозможно находиться в жилом помещении, так как оно не обустроено для детей; нет угля и т.д. Мы помогаем женщинам адаптироваться к новым условиям, в которых они оказались, и найти ресурсы, которыми они будут пользоваться в дальнейшем.
В отделении женщинам предоставляется только место проживания на период до 3 месяцев. Кроме комнаты для сна и отдыха, в распоряжении проживающих плита, микроволновка, холодильник, стиральная машина. Однако продукты питания, бытовая химия, средства по уходу за собой, одежда, транспортные и другие расходы – это все за их счет. У нас нет дотаций, и мы не кормим женщин, поэтому ищем спонсоров, чтобы подопечным было на что жить. Тесно взаимодействуем с церковью, с городским благотворительным фондом «Развитие».
По словам Ирины Евгеньевны, находить спонсоров – задача очень сложная. Несколько лет назад было гораздо проще. Другими словами, кризисное положение женщин – проблема в обществе недооцененная.
Отделение не пустует никогда. Оно небольшое, рассчитано на 4 семьи, если мама с одним ребенком – это максимально 8 человек. Но, бывало, проживали и 12, и 13 человек. Приют находят женщины не только из Рубцовска, но и из Веселоярска, Поспелихи, Змеиногорска, одна была даже из Омска.
– Социализированные женщины заинтересованы в том, чтобы упрочить свое положение, – продолжает Ирина Евгеньевна. – Находясь в безопасности, они оформляют требующиеся им документы, подыскивают работу или жилье. У нас налажено взаимодействие со всеми государственными структурами, в случае необходимости они помогают.
Говоря о Татьяне, Ирина Евгеньевна отметила, что та очень активная, не боится просить помощи, умеет подстраиваться под ситуацию и находить выход. В общем, Татьяна знает, чего хочет, наметила себе цель и планомерно идет к ней.
Пока есть шанс
Сложно представить эмоциональное состояние Татьяны. Как ни крути, а она здесь пока чужестранка, хоть и говорящая по-русски.
– Смысл жизни у меня был потерян до такой степени, – признается моя визави, – что я не понимала, что делать, куда идти, как жить, зачем вообще жить? Душа кричала, безумно кричала…
За время нахождения в отделении Комплексного центра Татьяна стала переосмысливать случившееся.
– Потихоньку оживаю, начинаю немножко видеть будущее, – делится сокровенным Татьяна. – Меня все здесь поддерживают. Все-таки человеку нужен человек. Без этого очень трудно. В моей жизни какой-то смысл начинает появляться. Я здесь дома, вот как-то вольно себя чувствую, спокойно. Русской себя чувствую, понимаете? И поэтому я не хочу возвращаться в Казахстан. Пока у меня есть шанс остаться в России, буду за него держаться.
Сейчас Татьяна оформляет вид на жительство, после подаст документы на получение гражданства. Далее в ее планах – оформить развод и взыскать алименты. Впоследствии она намерена перебраться поближе к старшим детям, например, к сыну в Курган, и там уже решать вопросы жилья и работы.
Да уж, колесо Фортуны так раскрутилось, что Татьяне стоило неимоверных усилий перестроиться. Но она не сдалась даже в те периоды, когда, казалось, все рухнуло. Татьяна не опускает руки и продолжает жить жизнь – непредсказуемую и сложную, но все же не лишенную веры в лучшее будущее. Она – мать, которая в ответе за сына и дочь. Пусть и без крепкого мужского плеча, без надежды и опоры, Татьяна намерена сохранить семью и дать маленьким детям то, что ей по силам.
Анна МОИСЕЕНКО