Последний месяц лета плодовит, щедр и раздаёт себя по кусочкам. На рынке каждый получает, что хочет, при этом насыщая взор цветовой палитрой и вдыхая упоительный аромат. Кабачки, дыни, томаты, перцы, яблоки, нектарины, сливы, да всего не перечесть! И. конечно же, мё-ё-ё-ёд – тянучий, пахучий и до сих пор хранящий тайну мироздания.

Вкус августа

Чтобы попробовать последний месяц лета на вкус, отправляюсь на ярмарку меда, которая проводится в Рубцовске с 10 по 23 августа в рамках ежегодного краевого фестиваля меда «Медовый Спас на Алтае» уже в двенадцатый раз.
Ориентируюсь по вывескам на палатках. Первой в ряду представлена пасека Николая Петровича Баранова из Горно-Колыванского лесничества. Слышу, как хозяйка зазывает покупателей и говорит, что в этом году меды дешевле, чем в прошлом.
– Почему дешевле?
– Дешевле те меды, на какие хороший урожай, – поясняет Ирина Баранова. – Разнотравье богатое, потому как условия были благоприятные: дожди, тепло. Этого меда много, он дешевле. Хороши гречневый и горный мед – на них тоже цена ниже.
На прилавке высятся пирамиды с жидким «янтарем» всех цветов и оттенков, от белого до темно-коричневого. До чего же красиво! Глазам кажется, целую баночку могу съесть, на деле же хватает продегустировать всего лишь три порции. Упоительно!
В следующем тентовом павильоне расположилась семейная пасека Яровых из села Георгиевка Локтевского района.
Тут надо сказать, что в большинстве случаев пчеловодство – дело семейное. Как правило, начинали его деды и отцы, а сейчас продолжают дети. Вот и Екатерина Яровая держат пасеку вдвоем с мужем с 2017 года. Раньше еще и отец Ирины был вовлечен, но с возрастом отошел от дел. Сейчас супруги холят и лелеют примерно 150 пчелосемей. Работы круглый год невпроворот: только откачали мед, уже можно заново начинать.
– Сколько у вас медов в наличии?
– Семь видов, – подсчитывает Екатерина, – плюс пчелопродукция: пыльца, перга, настойки, прополис, продукты жизнедеятельности восковой моли, воск. Все сами делаем.
Через стенку торгуют Александра и Татьяны Руденко из города Змеиногорска. Здесь ассортимент меда скромнее, но Татьяна заверяет, что они привлекают покупателей качеством продукции. Их пасека стоит в лесу, поэтому весь мед собран с лесных растений: от цветущих кустарников и деревьев до разнотравья.
Беру в руки пластиковый контейнер с сотами и вспоминаю что-то далекое… Шубинка, потемневший деревянный дом и большой задний двор, дедушка Гаврила в странной шляпе с сеткой и маленькая я с набитым сотами ртом…
– Соты – это как первоисточник, – понимающе улыбается Татьяна, – и вся ульевая атмосфера есть в сотовом меде. Я разрезаю рамку, даю пробовать людям. Все сразу вспоминают детство. Поэтому у меня на визитке даже есть пометка, что наш мед – это вкус вашего детства. Я, кстати, сама сызмальства была на пасеке с бабушкой, с родителями и всю жизнь кушала такой мед. Поэтому как замуж вышла 30 лет назад, занялась пчеловодством и мужа привлекла.
Ярмарка всего лишь час как работает, поэтому покупателей пока немного. Но это и хорошо: у каждого есть возможность спокойно расспросить продавца, рассмотреть и распробовать продукцию. К слову, любители меда у прилавков чем-то напоминают пчел возле улья: то поодиночке подходят, то вдруг массой нахлынут и «жужжат» – переговариваются.

Авральные истории

Опустив взгляд с баннера «Солонешенский и Красногорский район», вижу старинную знакомую – Юлию Ильичеву. Мы обе рады встрече. Юлия и ее муж Владимир Баранов – наши, местные, и мне отрадно, что они плодотворно развивают свое дело. Сейчас у них три пасеки: одна большая расположена в Рубцовском районе и две, пока еще маленьких, но уже дающих мед – в Солонешенском и Красногорском районах.
С началом медоносного сезона Юлия стала выкладывать в мессенджере фото и короткие видео из жизни пчеловодов. Это были увлекательные и в чем-то даже авральные истории. Чрезмерно обильные осадки, непролазная грязь, трава выше головы, палящее солнце…
– Скажите, вот такой совершенно непредсказуемый год случалось раньше переживать?
– Всегда что-нибудь, да происходит: то пожары, то ливни, то засуха. В том году на пасеку мишка приходил, семь уликов съел. Мы приехали, он, видимо, день назад был, а то и перед нашим приездом, потому что пчелы еще кружились над разрушенными уликами. В этом году дожди заливали. Поначалу вообще боялись, что без меда останемся. Потому что майский мед – это акация боровая, и как раз, когда акация цвела, дожди лили, пчелы не работали. Но в перерывах между дождями успели поднести боровой медок – самый первый, самый гипоаллергенный, самый нежный.

Царь-мёд и другие

Юлия перечисляет, какие меды набрали: акация, разнотравье с лугов, горный – это солонешенский, дягель – это красногорский, гречиха, еще будет подсолнечник и таежное разнотравье. Медовое разнообразие дополняют сухие травы и плоды.
– Это все я сама заготавливаю, по ходу дела, – поясняет Юлия. – Когда дороги размыты, на пасеку на машине не проехать, приходится идти пешком. Пока иду, травы собираю. За земляникой, чабрецом отдельно ездим.
– Какой мёд и какой товар из пчелопродукции пользуются наибольшим спросом?
– Берут все. Сколько людей, столько и мнений, поэтому разный мед для разных людей. И «семечку» любят, и дягель любят, несмотря на разность цен, например, цена «семечки» 250 рублей, дягеля – 800 рублей за килограмм.
Дегустирую акацию, луговое разнотравье с молочаем, горный солонешенский. Вкусив последний, чувствую, как у меня расширяются глаза от изумления: сначала идет кислинка, а потом многогранная цветочная палитра.
– Кислинку дает василек, – комментирует Юлия. – Предполагаю, что за этим горным медом будущее.
Гамму эмоций вызывает у меня и дягель с умеренной ноткой горечи, напоминающей жженую карамель.
– В 2018 году дягилевый мед стал лидером среди 450 образцов в номинации «Монофлерный мед» на Всемирном конгрессе пчеловодов «Апимондия», – приводит Юлия историческую справку, – за что был отмечен золотой медалью. С тех пор с у него с каждым годом все больше и больше поклонников. Дягель ни с чем не спутаешь, это царь-мед.

Единственный за Уралом

В следующем павильоне знакомлюсь с Андреем Жабиным, директором ООО «Пчела Алтая», и его дочерью Мариной. Они новички на ярмарке, и организаторы охаживают их со всех сторон, желая сделать постоянными участниками. А все потому, что «Пчела Алтая» – единственный репродуктор за Уралом, который занимается разведением темной лесной пчелы, она же среднерусская. Вот они, жужжалочки, в экспериментальном улье. Он, разумеется, отличается размером и конструкцией от привычного. За стеклом виднеются полные меда и уже запечатанные соты, по которым ползают полосатые труженицы.
– Чем ваш мёд отличается от мёда других производителей, раз у вас пчелы особенные?
– Если наша пчела летит на гречиху, она летит на гречиху, не распыляясь на другие нектароносы, – поясняет Андрей. – Поэтому наш мед монофлерный. Он долгое время не кристаллизуется. Ну и, попробовав раз, человек понимает, что это мед действительно дали пчелы и в последующие разы на это дело обращает внимание.
Чувствую, что в палатке стоит особенный запах. Да и кое-какую продукцию вижу впервые. К примеру, огромные «таблетки» насыщенного желтого цвета, напоминающие головки сыра, – это воск пчелиный.
– Параллельно мы занимаемся изготовлением вощины, – рассказывает Андрей, – у нас цех в Змеиногорске. Вообще стремимся к экологической пасеке: ульи деревянные, вощина из чистого забруса. При распечатывании сотовых рамок образуется забрус. Он плавится, получается воск. Дальше мы загружаем нашу линию, воск стерилизуется и раскатывается в великолепную ароматную вощину желтого цвета.
Подходит женщина с ребенком в коляске и спрашивает, сколько стоит головка воска и есть ли поменьше. Андрей взвешивает и озвучивает: 1,4 кг обойдется в 1260 рублей. Покупательница отчаянно торгуется, упирая на жалость, мол, надо для изготовления мази и ушных свечей. Александр уступает, но совсем немного, потому что не может работать себе в убыток и потому что качественный экотовар не может стоить дешево.

Пчеловод на вырост

Под баннером «Мед из сердца Алтая» у нас…» На меня смотрит и улыбается мальчишка с одухотворенным лицом. Так это же Захар, сын Юлии Ильичевой и Владимира Баранова! Он с младых ногтей с родителями на пасеке, сейчас ему 12 лет. Ввиду того, что папа качает мед, подростку доверили торговлю, правда, под маминым присмотром.
– Слушай, разве тебе не в тягость? Всё-таки лето, каникулы, велосипед, речка…
– Все нормально, – убеждает меня Захар. – Я помогаю, мне выделяют деньги. И потом, мне нравится все, что связано с пчелами. Некоторые думают, что добывать мед легко и просто. Нет, это довольно трудно, но и очень интересно.
– Так, может, ты уже с профессией определился?
– Да, конечно: ветеринар для пчел. Скорее всего, пчеловодом тоже буду.

Солнечная доза

Наконец, последняя палатка. Она без вывески, но с узнаваемым пчеловодом, который много лет привозит мед в Рубцовск. Это Александр Давыдов, он занимается пчеловодством 15-й год, держит пасеку в селе Чинета Краснощековского района. Его столик плотно уставлен емкостями с целебным продуктом.
– У меня представлен таежный мед, акация, донник, кипрей, дягель, разнотравье темное и светлое, – перечисляет Александр. – Есть также медовые композиции – донник, взбитый с сухими ягодами малины, облепихи, живицы (смола сосны и кедра). Это дает насыщенность кислородом и витаминизирует.
– А вы про любой мёд можете рассказать: полезные свойства, при каких недугах помогает, когда лучше принимать?
– Про любой. К примеру, донник для сердца полезен, кипрей хорошо успокаивает нервы, помогает уснуть. Много меда принимать не надо, лучше чайную ложку утром и чайную ложку вечером. Солнечная доза витаминов будет в организме, и достаточно.
Александр тоже отмечает, что этот год начался плохо. Однако погода возместила упущенное время, сейчас все хорошо. Более того, урожай даже немного выше среднего, привес каждый день по 2 – 3 килограмма.
Мой вояж по медовым местам завершился. Испытываю легкую эйфорию: напробовалась продукции, надышалась трав. Вокруг меня снуют люди, с дороги доносится шум авто. А я как будто в другой цивилизации пребываю – в той, где царят пчелы, которые каждый год заново начинают процесс сотворения меда…
Анна МОИСЕЕНКО. Фото автора

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *