У современной молодёжи чрезвычайно широкий круг интересов и неограниченные возможности. Взгляды большинства юных устремлены в будущее. Но есть те, кто ворошит прошлое. Зачем, почему?

Высота 269,8

Мысленно переносимся на 82 года назад на Зай-цеву гору, что в Барятинском районе Калужской области. Перед нами разворачиваются события Великой Отечественной войны.
Декабрь 1941 года. Немецкие захватчики прочно обосновались на высоте 269,8 и контролируют Варшавское шоссе, по которому идет снабжение. Здесь обустроена сеть опорных пунктов с вооружением различного вида и многочисленные инженерные сооружения. Окрестности немецких позиций заминированы. Также обеспечивается авиаподдержка.
Наши войска доходят до подножия Зайцевой горы и залегают в заболоченной низине. Поскольку дан приказ перерезать Варшавское шоссе и взять высоту, в апреле 1942 года 7 советских дивизий, одна за другой, прорываются по болотам и штурмуют высоту. Потери чудовищные – до 80% личного состава.
Приказ освободить высоту подлежит выполнению, поэтому в конце лета применяется военная хитрость: 43 бойца, ранее бывших донбасскими горняками, роют туннель под немецкий опорный пункт и закладывают в него 25 тонн взрывчатки. И вот 4 октября 1942 года главенствующая позиция фашистов уничтожается.
Советские войска удерживают Зайцеву гору месяц, потом она вновь переходит к противнику. Лишь в марте 1943 года над высотой 269,8 взвивается красное знамя.

Здесь лежит боец

Каждую горстку земли перетираем руками. Там могут оказаться мелкие вещицы, принадлежащие бойцам, по которым их можно опознать, или фрагменты костей. Дело движется медленно. Найденные кости складываем на баннеры. Это тент, на который нанесено изображение человеческого скелета. С костями проводится серьезная антропологическая работа, потому что, бывает, бойца разрывает, и его останки собирают, как конструктор.
Найти эбонитовую капсулу с помещенными внутрь данными очень трудно. Кто-то говорит, что их после войны собирали. Кто-то говорит, что некоторые бойцы опасались заполнять документ, мол, как только впишешь свои данные, сразу погибнешь. Поэтому бойцы зачастую воевали без медальонов. Найти медальон – это большая удача для поисковика. Если еще бумага не истлела и запись удается прочитать, это удача вдвойне.

Патриот с младых ногтей

Мой собеседник – Кирилл Евсеев, учащийся 9 «А» класса МБОУ «Веселоярская школа». Он участник Поискового движения России, деятельность которого направлена на увековечивание памяти защитников Отечества, погибших в Великой Отечественной войне. Кирилл уже дважды бывал в международной военно-исторической экспедиции «Западный фронт. Варшавское шоссе» на той самой высоте 269,8.
В 70-е годы прошлого века я сама была ребенком и помню, как мальчишки на улицах играли в «вой-нушку»: размахивали пластмассовыми пистолетами, гонялись друг за другом, прятались… Сейчас такого не увидишь, интересы подростков поменялись кардинально: они «дружат» с гаджетами и IT-технологиями. Надо сказать, Кирилл тоже играючи управляется с цифровой техникой, но при этом погружен в тему Великой Отечественной.
– Мне было лет 9, – рассказывает школьник, – когда в городе Рубцовске проводились военно-патриотические сборы, на которые съехались ребята со всего Алтайского края. В этом мероприятии участвовал региональный представитель Поискового движения России Вячеслав Николаевич Овсиенко, который в Белокурихе возглавляет поисковый отряд «Русич». Мы с ним много общались и подружились. Он сказал, мол, будет интерес, приходи, мы тебя ждем. Поэтому, как только мне исполнилось 14 лет, я сразу присоединился к движению.
Получается, в мыслях ребенка несколько лет зрела идея заняться военно-патриотическим делом. Это говорит о целеустремленности и глубоком понимании идеи.
Интерес к патриотизму Кириллу привил отец – Сергей Алексеевич Евсеев, сам служивший в пограничных войсках, председатель Совета ветеранов-пограничников, руководитель военно-патриотического клуба «Пограничник» в селе Веселоярск. Так что с военным укладом и уставом воинской службы Кирилл знаком, что называется, с младых ногтей. Поэтому вступил и в юнармию, и в военно-патриотический центр «Вымпел», основанный ветеранами отряда специального назначения с целью воспитания молодежи, и в Поисковое движение России.

Верен присяге

В свои 16 лет Кирилл имеет твердые убеждения и собственное мнение, а его увлечение настолько незаурядное, что иногда вызывает непонимание сверстников. К примеру, когда ему случается рассказывать о своей деятельности в поисковом движении, некоторые задают вопрос: «Сколько тебе заплатили?». Нисколько.
– Когда я вступал в юнармию, я давал присягу, – поясняет юный исследователь. – Как я могу ей что-то противопоставить? Я понимаю важность всего, чем занимаюсь.
Для Кирилла поисковая деятельность – это прежде всего работа по сохранению глубинной народной памяти, зародившейся несколько десятков лет назад, а также собственное развитие – физическое и нравственное. Патриотизмом наполнена его душа. Хотя…
– Не люблю таких громких слов, – отзывается Кирилл. – Не люблю ни говорить о патриотизме, ни лозунги провозглашать. Понимаете, тут такая тонкая грань, которую нужно найти и не оступиться, потому что сейчас модно говорить о патриотизме, но при этом ничем не подкреплять. Мы же в поисковом движении просто работаем – поднимаем бойцов. Работа тяжелая, и хочется, чтобы о ее результатах стало известно как можно больше.

Мёртвая земля

По словам моего собеседника, деятельность энтузиастов по поиску павших на Зайцевой горе началась еще в советское время – в 1989 году. Итоги со временем приобрели такую значимость, что в 2013 году на официальном уровне была создана и зарегистрирована специальная организация – Поисковое движение России. Получается, с момента начала изысканий прошло больше 30 лет, но за это время еще не все бойцы найдены. Трудно представить масштабы трагедии.
В этом году Кирилл намерен отправиться в экспедицию на высоту 269,8 в третий раз. И это несмотря на сложное эмоциональное состояние, которое вынуждены переживать поисковики.
– На горе нет ни одного клочка земли, который не был бы полит кровью, – делится впечатлениями Кирилл. – Там гнетущая атмосфера. Попадаешь туда, и сразу становится очень тяжело. На месте подрыва – воронка размером с девятиэтажный дом, дна которой не видать, а под землей погребены солдаты. Это кладбище, на котором никогда никого не хоронили с почестями. Идешь по лесу – там окопы, доты, долговременные огневые точки… Под каждым деревом, под каждым кустом пробитые каски, пули, снаряды, гильзы, осколки… Эта земля – мертвая, там местные жители по грибы не ходят, потому что до сих пор остались боеприпасы. Все это глубоко проникает в душу мне как человеку, который никогда с вой-ной не сталкивался. Для ребят из европейской части нашей страны это привычно: они живут в городах боевой славы, и это знание заложено в них с самого рождения. А мы живем в алтайской степи, у нас нет никаких осколков в земле и других свидетельств войны.

Мистика и реальность

По словам Кирилла, поисковое движение пропитано мистикой, а бойцы сводных поисковых отрядов очень суеверны. Сред них ходят легенды, что к некоторым участникам экспедиции, решившим передохнуть и задремавшим, во сне являются павшие красноармейцы. В это можно верить, можно не верить, но в реальности поисковики постоянно встречаются со смертью, потому что она присутствует везде в виде различных атрибутов.
В предыдущих экспедициях отряду Кирилла удалось найти двух человек.
– Мы с помощью щупа исследовали поверхность земли, – вспоминает паренек. – У костей свой звук, специ-фический. Нашли останки, начали работу. А место выглядело так: стоит два дерева, между ними воронка, в ней останки.
Поиск был максимально сложным. Воронка подразумевает, что человек погиб в результате взрыва снаряда, его разорвало. А деревья зачастую растут на местах гибели бойцов. Если так случается, то дерево корнями растаскивает останки метров на 20 в разные стороны и, спустя многие годы выталкивает их на поверхность земли.
Мы две недели перетирали землю, поднимали фрагменты: кто-то нашел челюсть, кто-то зуб, кто-то косточку какую-то. По структуре видишь, что это кость, но что за часть – не поймешь. В общем, по крупицам собирали на большой территории. В итоге подняли части тел двух человек, это были сержанты.

Оправданные жертвы

Еще Кирилл с единомышленниками помогали поисковикам в «утятнике» – так ребята между собой называют затопленное место, образовавшееся в результате спуска немцами Милятинского водохранилища. Солдатам Советской Армии приходилось наступать по пояс в воде в холодное время года. Довольно тяжелые были условия. Они и сейчас остаются таковыми для поисковиков. Во-первых, топкая поверхность не выдерживает человеческого веса, и если стоять на ногах, будешь погружаться в болото. Так что работать приходится сидя. Во-вторых, ледяная вода, грязь, соприкосновение с органикой и как следствие – множество заболеваний. Невольно возникает вопрос: зачем в юном возрасте жертвовать своим здоровьем?
– Но ведь погибшие пожертвовали своими жизнями, чтобы жили мы, – парирует Кирилл. – Наша цель – восстановить имена, подвиги, события. Можно построить новые дома, города, а память, если ее потерять, уже не восстановить. Мы должны рассказывать будущим поколениям правдивую историю, которая показывает и доказывает, в каких условиях наши деды, прадеды завоевывали свободу.

Помолчим, поклонимся

На примере Кирилла мы раскрыли причины, по которым современные парни и девушки вступают в поисковые отряды по розыску погибших в Великой Отечественной войне. Подведем итоги. Участие в поисковой деятельности способствует личностному развитию молодых людей. Они приобретают навыки командной работы, ответственности, терпения и настойчивости. Также они расширяют свой кругозор. Это помогает осознать важность истории своей страны и понять значение патриотизма.
Как говорит Кирилл, на Зайцевой горе, по неофициальным данным, погибло до 400 тыс. бойцов, официальная цифра – около 100 тысяч. Давайте помолчим и склоним головы. И будем помнить тех, чьи имена уже восстановили, и тех, кто до сих пор погребен. Поисковое движение России обязательно вернет имена неизвестным героям, восстановит историческую справедливость и предоставит возможность родственникам узнать о судьбе своих близких.
Анна МОИСЕЕНКО. Фото из архива Кирилла Евсеева

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *