В Москве с 4 по 7 октября проходила XXV агропромышленная выставка «Золотая осень-2023», участие в которой принесло «золото» УПБ «Росток» Новороссийской школы. Ребята стали победителями конкурса «Молодые предприниматели села», который реализуется в рамках программы Российского союза сельской молодёжи (РССМ) и Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь) «Кад-ры для села». Награждение состоялось 6 октября в головном офисе Россельхозбанка.
Тридцать лет спустя
Начнем издалека и напомним, что Новороссийская школа – единственная в крае школа с фермерским уклоном. Еще в 1968 году здесь было создано объединение «Россиянка», профилем которого была аграрная деятельность, конкретно – помощь колхозу «Россия». В 1990 году школа взяла у хозяйства 80 га земли в долгосрочную аренду, молодые механизаторы посеяли пшеницу. В 1992 году объединение было переформатировано в учебно-производственную бригаду «Росток».
Со временем обрабатываемую площадь довели до 250 га, в какой-то период было даже 400 га, сейчас же, ввиду небольшого количества школьников, снизили вновь до 250 га.
Вот уже более 30 лет члены бригады выращивают различные сельхозкультуры для нужд школы. Причем деятельность ребят не ограничивается практикой: что-то посадили, вырастили, убрали – они все делают на научной основе. На опытном поле проводится исследовательская деятельность, в частности, испытания сортов пшеницы и биопрепаратов. Результаты оформляются в исследовательские работы, с которыми юные таланты участвуют в различных конкурсах и завоевывают не только призовые места, но и признание. Первые успехи появились в 1996 году, с тех пор их количество только множится. За это время школьники где только не побывали: в Барнауле, Новосибирске, Ставрополе, Уфе, Костроме, Ижевске, Казани, Санкт-Петербурге, Москве, Обнинске, Южно-Сахалинске…
Надо отдать должное педагогам, под чьим руководством и наставничеством несколько поколений школьников осваивают науку земледелия. Долгое время ребят обучала, увы, ушедшая из жизни, Раиса Ильинична Снежко. Михаил Дмитриевич Свиридов, Любовь Ивановна Митяева и другие учителя пробуждают в детях склонность к познанию, мотивируют, терпеливо и настойчиво прививают интерес к труду как умственному, так и физическому. Причем что в поле, что на пришкольном участке они работают вместе с подопечными. Светлана Валерьевна Штифанова решает множество оргвопросов, связанных с конкурсами и поездками. Ну и, конечно, Светлана Николаевна Свиридова, куратор и «финансист» всего, что происходит в образовательном учреждении.
Следует отметить и еще один фактор: родители поддерживают привлечение учащихся к труду. Все потому, что когда-то они сами прошли школу трудового воспитания.
Вот так более чем тридцатилетняя трехсторонняя вовлеченность формирует научный и трудовой успех.
Со своим караваем
Вернемся в день сегодняшний.
Каждый участник конкурса «Молодые предприниматели села» представлял свой проект: создание грибного хозяйства, сборка и установка тепличных комплексов, развитие агропарков и т.д. Что же такого привезли наши сельские школьники в столицу и чем покорили взыскательную публику? Новороссийские ребята презентовали бизнес-проект «Создание КФХ «Росток» с целью получения прибыли и развития у школьников агротехнологических компетенций».
Рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Новороссийской школы Денис Николаевич Потыковский:
– Мы развернули промо-акцию, т.е. рекламу своей продукции, одновременно по нескольким направлениям. Выступление членов бригады сопровождалось видеорядом о деятельности и результатах КФХ. Это были 10 слайдов, каждый из которых характеризовал определенный момент деятельности бригады: маркетинг, дорожная карта, производственный и финансовый план. В это же время жюри рассматривало альбомы с историей развития нашего хозяйства и достижениями. Кроме того, мы привезли свой каравай, гречку, ароматное подсолнечное масло, и все это было выставлено на всеобщее обозрение.
Презентация вылилась в целое представление: трое юношей и девушка вышли в ярких костюмах, с музыкой и словами:
– Если вы хотите свежего хлеба и масла, тогда мы идем к вам!
Проект условно можно поделить на две части: «поле» и «огород». Всего за 5 минут учащиеся рассказали о своей деятельности, которую ведут много лет на опытном участке земли и на пришкольном участке.Выступили они настолько эффект-но и убедительно, что члены жюри сначала поблагодарили их, потом только стали задавать вопросы, на которые молодые люди ответили без затруднений. В итоге жюри резюмировало:
– Чувствуется, что работающая бригада.
Вот так ребята из сельской глубинки опередили конкурентов со всей страны. Победителям вручили дипломы и подарки: футболки с эмблемой Росмолодежи, Яндекс-станции, смарт-часы, семена и каталог компании «СеДеК».
Бригада
Бизнес-проект «Создание КФХ «Росток»» – коллективный труд, в котором участвуют практически все школьники и педагоги. А вот презентацию готовила и защищала на самом высоком уровне команда из четырех человек. Познакомимся с ними поближе.
Евгения Шиховцова, учащаяся 9 класса, на конкурсы начала ездить 2 года назад.
– Я видела, какие ребята возвращаются счастливые, – вспоминает девушка. – Когда предложили участвовать в исследовательской деятельности, решила не отказываться. Втянулась. Мне очень нравится. Это чрезвычайно интересно: новый опыт, новые знакомства, новые эмоции. В бригаде я разрабатывала рекламу нашей продукции и ее реализацию. Идеи придумывала сама и приспосабливала их к практическим наработкам ребят.
Евгения надеется, что направление менеджмента будет интересовать ее и в будущем. Тем более, что она возглавляет радио «Активное» в школе, пишет статьи, где прослеживается ее деятельность в маркетинге.
Сергей Першин, учащийся 11 класса, – специалист по технической части.
– Я рассказывал в проекте о дорожной карте, – поясняет Сергей, –указывал площадь обработки, подбирал, какая сельхозтехника требуется для возделывания сельхозпродукции на нашем участке, составлял перечень работ, рассчитывал время, ГСМ и другие данные.
Глядя на ребят, сразу отмечаешь, что каждый из них лидер, но никто не выпячивает свое превосходство. По словам Сергея, добиваться единения команды удается благодаря тому, что все они знакомы с младших классов, все близкие друзья, поэтому работают вместе, сплоченно, без разногласий.
Дмитрий Свиридов, учащийся 11 класса, в проекте занимал должность бригадира, осуществлял общее руководство. Решал вопросы с выступлением, общие организационные вопросы, частично финансовые.
Проект «Создание КФХ «Росток» основан на базе УПБ «Росток», а бригада, напомним, существует с 1992 года, наши герои тогда еще даже не родились. С тех пор несколько поколений школьников проект лелеют и развивают, вносят корректировки, технически усложняют и улучшают, получают больше прибыли. Вполне обоснованно ребята ощущают, что причастны к чему-то глобальному.
– Работать на том огороде, на том поле, которые когда-то, будучи школьником, возделывал твой отец, – это уже традиция, – признается Дмитрий. – Это историческая ценность, и она дорогого стоит. Такие моменты очень привлекают к участию в данной бригаде.
Иван Чубыкин, учащийся 9 класса, курировал в проекте выращивание овощных и плодово-ягодных культур и финансовые аспекты.
– Экономическая составляющая довольно устойчивая, – сообщает Иван. – На пришкольном огороде площадью 2 га трудятся все учащиеся с 1 по 11 классы. Продукция с огорода идет на удешевление школьного питания и составляет 28,7%. Зерновые культуры, которые выращиваются на опытном участке, реализуются, прибыль поступает в школу. В этом году получено чистой прибыли 657 тысяч 553 рубля. Школа находится на полном хозрасчете.
По мнению Ивана, в проекте всегда есть что модернизировать. Сейчас, к примеру, нужна сушилка для зерна. В дальнейшем ребята продолжат работать над применением новых технологий, повышением урожайности и, соответственно, прибыли.
Корни
Поселок Новороссийский ассоциируется с родовым поселением, состоящим из родовых поместий.Родовое поместье – это участок земли не менее одного гектара, на котором человек своими руками строит дом, растит детей, высаживает сад, копает колодец, закладывает огород, обустраивает место отдыха. Это конкретное место на планете, в котором человек пустил корни и через них связан со всем сущим.
Пусть населенный пункт не в полной мере соответствует заявленному определению, но все же здесь своя специфика и особая атмосфера. Тут люди живут поколениями, фамилии нынешних школьников – это фамилии их отцов, дедов и прадедов, иначе говоря – род. У каждой семьи есть дом, хозпостройки, участок, домашний скот. А главное – здесь возделывают землю. Учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, побывали в других, более социально ориентированных регионах, но малая родина им все также мила. Они настолько ментально укоренились в поселке, что не мыслят себя без этого уголка земли. Значит ли это, что после получения высшего образования они вернутся домой?
Пока на данный вопрос утвердительно ответил только Иван Чубыкин, поскольку его дед и отец основали крепкое крестьянское хозяйство. Земля и дело перейдут Ивану по наследству, так что он уже сейчас готовится быть аграрием.
Что касается остальных ребят, то они заверили:
– Будет возможность, вернемся!
Под возможностями подразумевается наличие социальной инфраструктуры, рабочих мест, досуга и всего того, чем манят города. Пока поселок этим не располагает. Это с одной стороны. С другой стороны, время идет. Кому из нас примерно четыре года назад были известны такие термины, как «удаленка» и «дистанционка»? Теперь же население всей планеты запросто оперирует этими понятиями, многие стали жить в одном месте, а работать в другом, расположенном за сотни, а то и тысячи километров. Все благодаря Интернету. Кто знает, может, через 10 лет именно в Новороссийском будет жить ученый из нынешних учащихся, проводить опыты и писать докторскую…
В любом случае, каждый новороссийский школьник, трудившийся на земле, сохранит привязанность к месту, где он родился, и будет способствовать его развитию и процветанию.
Анна МОИСЕЕНКО. Фото Людмилы МАКОВЕЦКОЙ и из архива Новороссийской школы