Есть на карте мира страна – Армения. Её название, а также многие другие слова: Арарат (гора), циран (абрикос), барев дзес (здравствуйте) и т.д. – включают в состав буквосочетания «ар» и «ра». В соотношении с понятиями предков они обозначают «земля» и «солнце». Два слова, на которых зиждется всё человеческое бытие. В имени Варсеник тоже есть «ар». Может, поэтому в его произношении слышится что-то весеннее: шёпот ветра, звон капели, птичья трель, журчание ручья, трепет цветочных лепестков…
Варсеник Хачиковна Степанян с 2020 года преподает русский язык и литературу в 7 классе Безрукавской школы.
Молодая красивая женщина одета строго, длинные волосы прибраны в хвост, из которого все же выбивается прядка, придавая облику романтизма. В ней чувствуется некая неоднозначность, и хочется понять ее истоки.
– Варсеник, как вы оказались в России?
– По семейным обстоятельствам меня привезли в Россию, когда мне было полтора года. Я жила у бабушки, в садик и школу ходила здесь. Спустя некоторое время сюда переехали родители с сестрами, и мы обосновались всей семьей.
Армения, конечно, манит, хочется быть ближе к своим истокам. Не всегда это получается, но стараюсь по возможности там бывать. С другой стороны, и Россия стала Родиной. Я выросла в русской культуре, притом что ценность родного языка в семье поддерживается. Две страны стали для меня единым целым. Это интересно в плане того, что я живу как будто в двух мирах, и моя картина мира шире, чем если бы жила в одной стране.
Любопытный опыт, которым владеет Варсеник, будоражит и побуждает понять ее глубже.
– Очевидно, ваши интересы разносторонни. Почему же из всех предметов вы выбрали русский язык и литературу?
– Можно сказать, профессия меня выбрала. Начну с того, что любовь к русскому языку и литературе привила моя учительница, теперь уже коллега, Лилия Николаевна Заруцкая. Мне очень нравились ее уроки: как она преподавала, как преподносила материал. После окончания школы я поступила на филологический факультет Алтайского государственного педагогического университета и была рада, что могу продолжить обучение в вузе.
– Вам не кажется, что, преподавая русский язык, вы отдаляетесь от родного?
– Нет. В семье мы общаемся на армянском языке, я владею им на разговорном уровне, поэтому нет опасения, что забуду. Мы придерживаемся и других составляющих армянской культуры, в частности, кухни. Дома готовим национальные блюда: хаш – суп из коровьих ножек, лаваш – лепешка, хапама – тыква, начиненная сухофруктами и рисом и много других.
Во время учебы в Барнауле я состояла в Союзе армян Алтайского края, занималась в воскресной школе, где знакомят с армянской историей, литературой и культурой, изучают язык, разучивают армянские народные песни и танцы.
Говоря о национальной идентичности, Варсеник оживляется, создавая вокруг себя особую ауру. От нее исходит дружелюбие и готовность представлять свою культуру обществу, а также желание постигать обычаи и нравы других народов. Что она, собственно, вместе с коллегами и делает. В Безрукавской школе ежегодно 21 февраля проходит «День родного языка». Проводятся мероприятия, где учащиеся разных национальностей: таджики, узбеки, армяне – делятся своим опытом. В частности, составляется словарик, в котором отражено, как будет звучать приветствие или благодарность на разных языках. Также ежегодно 24 мая проводится «День славянской письменности и культуры», и тогда уже разные народы приобщаются к отечественной истории.
– Чего бы вы хотели достичь в профессиональном плане, личном и социальном?
– В профессиональном плане хочу реализоваться как учитель-предметник, в частности, набраться опыта в объяснении материала, чтобы вести занятия в старших классах и доносить язык до иностранных граждан. Это дело практики, и я стараюсь все наверстать.
В личном плане хочу попробовать себя в других направлениях. Мне очень нравится онлайн обучение, когда можно работать с помощью телефона, интернета. Педагогическую деятельность можно вести и в таком формате. Еще меня привлекает сфера СМИ, особенно редакторская деятельность.
В социальном плане у меня пока нет каких-то предпочтений. Вариантов много, думаю, жизнь подскажет.
Вообще в данный период вся моя жизнь посвящена школе, в ней так много разных форм взаимодействий с кем-либо, что только успевай. Загруженность высокая. Но я вижу, что ребятам все интересно, они откликаются на мои предложения и всегда готовы помочь. Мне нравится с ними заниматься.
Как видим, у Варсеник присутствует врожденное творческое начало. Она стремится не только найти применение своим способностям, но и ищет возможности их расширить.
Глядя на Варсеник, строгую и одновременно притягательную, трудно удержаться, чтобы не поговорить о личном.
– Хотелось бы услышать от вас, чем должна обладать современная молодая женщина помимо красоты…
– В первую очередь умением жить в ногу со временем, развиваться и в то же время сохранять патриархальность, быть женственной, в чем-то слабой, где-то покорной…
Сейчас очень важна самореализация, т.е. умение самостоятельно строить свою жизнь, работать в том числе. Возможно, семья не всегда выходит на первое место. Но я считаю, что женское счастье заключается все-таки в семье, как бы мы друг друга ни обманывали. Это ведь то место, где мы получаем самый большой энергетический наплыв эмоций. У каждой женщины должен быть свой семейный очаг, где она может посвятить себя кому-то и чему-то. Конечно же, любимое дело тоже может быть, но оно не должно заглушать женскую сущность. Наше древнее предназначение актуально всегда. Потому что, как бы мы ни стремились к равноправию, есть сферы, где мужчина не может заменить женщину и наоборот.
Кто-то может сказать, что взгляды Варсеник устарели. Что ж, время настало такое, что мнения людей разделились, и каждое имеет право на существование. Но тот факт, что Варсеник придерживается своих приоритетов, делает ей честь. И нет сомнений в том, что наша героиня с весенним именем создаст гармоничную атмосферу везде, где бы ни была и чем бы ни занималась, ведь она – Женщина.
Анна МОИСЕЕНКО. Фото из архива Варсеник Степанян