На Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Дмитрия Ивановича Менделеева Диплом III степени, кубок и бронзовую медаль «Юный исследователь» получил Дмитрий Свиридов, учащийся 10 класса Новороссийской школы.

Кадры для края

Четверть века назад Министерство образования и науки Алтайского края учредило Программу для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая». Участие в ней предоставляет ребятам возможность раскрыть свои таланты, приобрести много полезных навыков, более глубоко познать себя и окружающий мир, выбрать интересующую сферу деятельности, определиться с будущей профессией. Программу реализует КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22» через различные мероприятия, и одно из них – Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Дмитрия Ивановича Менделеева.
Конкурс проводился с 3 по 5 февраля в Москве в Российском химико-технологическом университете (РХТУ им. Д.И. Менделеева). В нем участвовало около 1000 школьников с 1 по 11 классы из образовательных учреждений Российской Федерации. Среди участников было десять представителей из нашего региона: из городов Барнаул и Славгород, а также Рубцовского, Троицкого и Шипуновского районов. Они представили исследования в семи номинациях: «Биология и сельское хозяйство», «Естественно-научная», «История, искусство и культура», «Гуманитарная», «Психолого-педагогическая», «Исследования и исследовательские проекты в сфере промышленности и технологий производства», «Социальная».
Делегацию возглавляла методист инновационно-методического отдела детского технопарка «Кванториум.22» Людмила Валерьевна Колпакова. Она отметила два позитивных факта: во-первых, ребята завоевали 5 первых мест, 2 третьих и 3 диплома фина-
листов, что говорит о повышении качества исследований; во-вторых, отрадно увеличение количества участников из сельской местности.
– Московское жюри высоко оценило деятельность алтайских школьников. Во всех работах история и современность взаимосвязаны, все работы актуальны для нашего края, – рассказала Людмила Валерьевна. – Чтобы подняться на ступеньку выше, ребятам нужно сделать упор на практикоориентированные исследования, т.е. такие, которые будут применимы широким кругом пользователей в различных областях. В качестве примера можно привести работу Дмитрия Свиридова из Рубцовского района.

Дорога к открытиям

В МБОУ «Новороссийская школа», где учится Дмитрий Свиридов, проектная деятельность ведется с 1995 года. Это хорошо помнит Светлана Владимировна Свиридова, учитель математики, заместитель директора. Тогда она была ученицей 10 класса и только начинала осваивать научное направление, а ее первая работа была посвящена отвальной и безотвальной вспашке земли при возделывании зерновых культур. Сейчас Светлана Владимировна сама является научным руководителем у многих учащихся, в частности, у Дмитрия Свиридова.
Анализируя 27-летнюю дорогу к открытиям, Светлана Владимировна отметила:
– Интерес к исследованиям у наших учащихся окреп по многим причинам. Во-первых, у младших ребят перед глазами пример старших, для которых исследовательская деятельность является одним из привычных направлений школьной жизни. Во-вторых, значительно расширились и улучшились возможности для осуществления проектов: это опыт педагогов, Интернет, техническое оснащение, лабораторное оборудование и многие другие факторы. В-третьих, по-прежнему актуален соревновательный дух: ребят привлекают возможности заявить о себе на более высоком уровне, чем сельский, познакомиться со сверстниками из других регионов, найти единомышленников. Благодаря участию в исследованиях, школьники побывали не только в Барнауле, но и Санкт-Петербурге, Москве и других городах – это тоже стимул. Трудно сказать, сколько всего исследований подготовили ребята за прошедший период, но на всероссийский уровень вышло примерно 20 учащихся.
По словам Светланы Владимировны, в школе около пяти лет существует проектная неделя «Мое открытие», где каждый ребенок делает исследовательскую работу по интересующему его предмету. В начальных классах это коллективный труд, в средних и старших – индивидуальный. Случается, что подростки, обозначив идею в одном проекте, продолжают развивать ее в следующем, настолько она их захватывает. А некоторые выбирают тему с учетом будущей профессии и таким образом готовятся со школьной скамьи.

Дело прибыльное!

Дмитрий Свиридов занимается проектной деятельностью со второго класса, и за первую работу на Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» получил главную награду – медаль Эвариста Галуа, французского математика.
Проект, который защищал Дмит-рий на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Дмитрия Ивановича Менделеева, назывался «Влияние биологических препаратов «НаноКремний» и «Теллура-Био» на урожай яровой пшеницы и его качество в условиях степной зоны Алтая».
– Проект длился 4 года, испытания шли на опытном поле школы, – рассказал юный агроном. – Мы проводили внекорневую обработку и подкормку яровой пшеницы биопрепаратами, используя комбинации из 5 вариантов на трех делянках размером 1 м2, всего 15 вариантов. Результаты заносили в таблицы и сравнивали. Мы отметили, что качественные и количественные показатели урожая улучшились. А прибыль с одного гектара составила 3591 рубль 51 копейку. Вывод: использование биопрепаратов экономически выгодно.
Дмитрий уверенно заявил, что полученные результаты можно смело рекомендовать сельхозтоваропроизводителям. Поэтому руководители хозяйств всех форм собственности могут обращаться в Новороссийскую школу, где готовы поделиться информацией.

Совпадения?

Взгляд со стороны позволил заметить факты, общие для новороссийского школьника и великого ученого.
Во-первых, имя – Дмитрий.
Во-вторых, в опытах учащиеся использовали сорт пшеницы «тобольская степная». А ведь Дмитрий Иванович Менделеев родился в Тобольске в 1834 году и окончил Тобольскую гимназию в 1849 году.
В-третьих, ориентир в науку. Биографы Менделеева отмечают, что его творчество поражает широтой и многогранностью. В круг его интересов входили, в частности, вопросы сельского хозяйства, а именно развитие животноводства и промышленности по переработке сельскохозяйственных продуктов. А Дмитрий Свиридов учится в единственной в Алтайском крае школе с фермерским уклоном, где много лет действует научно-производственная бригада «Росток». Статус школа получила благодаря усилиям Светланы Николаевны и Михаила Дмитриевича Свиридовых, чьи фамилии известны далеко за пределами края. Дмитрий – их внук, и интерес к земледелию у него проявился рано. И еще: Дмитрий из семьи потомственных педагогов, а где педагогика – там разносторонняя и глубокая заинтересованность в детях как в личностях и в их приобщении к естествознанию.
Конечно, приведенные факты можно назвать надуманными или случайными. Но ведь говорят, что цепь случайностей рождает закономерность. Будут ли эти совпадения играть решающую роль в жизни молодого человека, покажет время. А сейчас с уверенностью можно сказать, что Дмитрий – способный и пытливый молодой человек, которого в будущем ждут большие открытия.
Анна МОИСЕЕНКО. Фото из семейного архива Свиридовых

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *