В Рубцовске с рабочим визитом побывал министр здравоохранения Алтайского края Дмитрий Владимирович Попов. Он посетил ряд медучреждений, встретился с медицинскими работниками и представителями властей. Также он поговорил с нашим корреспондентом, ответив на злободневные вопросы.

– Дмитрий Владимирович, какая проблема в Рубцовском медицинском округе самая актуальная?
– Общей проблемой, характерной для всего Алтайского края, является кадровый дефицит специалистов. Прежде всего, первичного звена: терапевтов, педиатров. Не хватает врачей, оказывающих непосредственно неотложную помощь – хирургов, анестезиологов, акушеров-гинекологов.
Рубцовск является межрайонным центром, где получают медицинскую помощь более 300 тысяч человек. Здесь также
наблюдается нехватка узких специалистов. В городских медучреждениях закрыто 77,3% ставок врачей, в Рубцовском районе 73,6%, в округе 75,8%. По среднему медперсоналу 87,1%, 67,7% и 83,6% соответственно. Вроде бы цифры неплохие, но надо понимать, что большинство врачей трудится не на одну ставку.
Рубцовск выгодно отличается тем, что здесь есть медицинский колледж, и как минимум по средним медработникам эту проблему можно было бы решить. Вопрос: почему она не решается? Это наша внутренняя задача: понять, почему местные ребята не хотят оставаться работать. При том, что выпуск достаточно серьезный по всем направлениям, и эту нишу можно было бы закрывать. Например, на станции скорой медицинской помощи есть определенный дефицит специалистов и большая текучка.
– На эту ситуацию можно повлиять?
– Вопрос кадровой укомплектованности заключается в стимулах для того, чтобы молодые специалисты приезжали, закреплялись и становились теми самыми врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами, которые хотят здесь работать. Молодому специалисту, помимо уровня оплаты труда, нужны социально-бытовые условия, внутренняя лояльность со стороны как коллектива, так и населения. Комфортность при адаптации на рабочем месте и в жизни крайне значима сегодня для молодых людей. Если мы хотим более активно решать эту проблему, то должны эти усилия предпринимать вместе с органами исполнительной власти в регионе, на местах.
– Сегодня делается ставка на целевиков. Это разовое решение или работа на перспективу?
– Целевой характер обучения – это стратегия, она не на один день. Сегодня в Алтайском государственном медицинском университете обучаются 1500 целевиков. И их будет больше. Помимо того, мы активно стали занимать нишу перевода поступивших ребят с коммерческого обучения на целевое с их закреплением за медицинскими организациями. Больше 120 человек уже перешли, плюсом к тем 1500, которые уже обучаются. Это будущие специалисты, с которыми сразу оговаривается, кем они должны стать. Эти совместные решения позволяют в более 95% случаев обеспечить их трудоустройство в государственные медицинские организации.
Такая же задача и по среднему профессиональному образованию. 90 студентов-фельдшеров уже перешли на этот формат, с ними подписаны договоры о будущем трудоустройстве. Их закрепили в медорганизациях вплоть до конкретного фельдшерско-акушерского пункта.
Безусловно, за один год мы не подготовим сразу всех специалистов. Но целевым образом можем увеличивать обеспеченность на душу населения и кадровую укомплектованность.
– Насколько серьёзен отток специалистов в частные клиники?
– По нашим данным, в частной системе здравоохранения сегодня работают более тысячи врачей и более двух тысяч средних медицинских работников. Чаще всего для них это подработка, но при этом становится больше и специалистов, работающих в частных организациях на постоянной основе.
Часть организаций частной формы собственности погружена в нашу территориальную программу и обеспечивает бесплатное оказание медпомощи. Это хорошо, тем самым мы предоставляем доступность медицинской помощи. Но большинство все-таки находится вне зоны, и мы пока не видим данных о состоянии здоровья их пациентов. Например, в частной медицине выпадает момент диспансерного наблюдения. В итоге врачи в больницах часто сталкиваются с запущенными формами заболеваний, в том числе онкологических. Вопрос в том, что государственная система – для всех, а частная – для тех, кто может себе это позволить. При этом выборе мы должны нести совокупную ответственность за здоровье. А «снимать сливки» – нехитрое дело.
Хотелось бы, чтобы частные медорганизации, коль они тоже занимают рынок медицинской помощи, ровно так же вкладывались в будущих работников с первого курса, чтобы получить специалиста того уровня, который они считают необходимым. «Перекупить» всегда проще.
– Привлекательной для молодого специалиста должна быть не только зарплата, но и создание социально-бытовых условий. В первую очередь это обеспечение жильём. Есть ли планы строительства жилья для медиков?
– Вопрос серьезный и один из крайне актуальных. Сегодня министерство реализует программу по компенсации затрат на аренду жилья. Более 200 человек в крае используют такую возможность. Не скажу, что это глобально решает
проблему, поскольку понятно желание иметь собственное жилье. Наш Губернатор обратился к Президенту РФ, и на федеральном уровне уже есть решение о поэтапном строительстве многоквартирных малоэтажных домов в сельской местности для работников социальной сферы, в том числе здравоохранения. Надеюсь, это будет реализовано в ближайшее время. Сейчас разрабатываются подходы, оценивается потребность в каждом районе, исходя из этого будут предложены разные варианты.
Что касается городов, то нужны отдельные решения, поскольку вопрос нехватки кадров здесь носит более глобальный характер. В Правительстве региона обсуждаем эту проблему совместно с местными администрациями. Рассматриваем возможности выкупа жилья. По поводу строительства пока вопрос открытый.
– Как вы оцениваете уровень технического оснащения медучреждений Рубцовского округа?
– С 2019 года вклад в техническое перевооружение медицинских организаций округа серьезный. И это не только обеспечение текущей деятельности, но и внедрение отдельных медицинских технологий в части развития здравоохранения.
Так, появился ангиограф в Рубцовской городской больнице №2. По сути это первичное сосудистое отделение нацелено на лечение больных с острым коронарным синдромом, иначе говоря, инфарктом миокарда. И если раньше было необходимо ехать в Барнаул, а дорога занимает часы, то сегодня такие технологии применимы в Рубцовске для всего округа. Это грамотные специалисты на месте, поддержка со стороны краевого кардиоцентра, возможность онлайн-консультаций даже в ходе оперативного вмешательства. Это результат в виде снижения смертности от заболеваний системы кровообращения.
Помимо этого, произошла серьезная модернизация онкологической службы. Оборудование по лучевой терапии и диагностике, которое приобретено для онкологического диспансера, одно из современнейших в мире. В этом году планируем дооснастить его еще одним компьютерным томографом, что еще повысит качество диагностики и лечения больных со злокачественными образованиями.
В целом более 700 млн рублей было вложено с 2019 года только в материально-техническую базу для Рубцовска. Для округа – это 1 млрд 120 млн рублей для всех больниц.
На ремонтные работы для округа потрачено более 600 млн рублей за четыре года. В 2023 году запланировано порядка 70 млн рублей. Начнем ремонтировать инфекционное отделение городской больницы №1. Надо создавать комфортные условия для оказания медицинской помощи.
В этом году в Рубцовском районе будут построены модульный ФАП в Зеленой Дубраве и врачебная амбулатория в Новониколаевке. Уже готовится проектно-сметная документация. К лету планируем провести конкурсные процедуры на определение подрядчика по строительству. Объекты должны быть сданы осенью.
– Меняется структура фтизиатрической службы. В связи с этим какие планы по Рубцовскому противотуберкулёзному диспансеру?
– Фтизиатрическая служба объединяется для единообразного подхода к диагностике и лечению. Это крайне значимо. Принципы не должны отличаться в Рубцовске, Бийске или Барнауле и т.д. В Рубцовске инфраструктура службы сохраняется. Есть необходимость в модернизации поликлиники. Объект оказался более сложным, чем представлялось ранее, поскольку переданное здание требует реконструкции, а не капитального ремонта. В связи с этим потребовалось вносить изменения в проектно-сметную документацию. Средства на нее выделены, она должна быть разработана в течение года, и мы приступим к реконструкции. Параллельно с этим стационар требует доработки в части соответствия санитарным нормам. Эти работы продолжим.
– Во время пандемии роддом горбольницы №3 был перепрофилирован под ковидный госпиталь, сейчас необходимость в нём отпала. Что там будет?
– Помещение уже отмыто. Мы не отказываемся от сохранения роддома в силу того, что понимаем: демографический маятник к 30-м годам может вернуться на прежнее количество родов. И тогда он будет необходим. Поэтому вопрос его закрытия не обсуждается. Смотрим, каким образом на базе этого подразделения организовать медицинскую помощь для женщин.
Беседовала
Людмила МАКОВЕЦКАЯ.
Фото автора

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *